Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

О гитаре и теппинге

STICK

В нашей стране наибольшую известность тэппингового инструмента имеет необычный струнный инструмент - STICK. Его создал Эммет Чампан, гитарист, "стиковец" и президент компании Stick Enterprises.
Эммет Чапман серьезно начал заниматься техникой двуручного тэппинга еще с 1969 года на обычной электрогитаре. Причем в этом деле у него были большие успехи, он работал гитаристом, используя новый метод извлечения звука с известными музыкантами того времени. Однако Эммет Чапман понял, что для игры двумя руками на грифе, для еще большего расширения исполнительских возможностей двуручной игры необходимо несколько изменить конструкцию гитары и увеличить количество струн. В 1974-м году появился серийный STICK, разработанный Эмметом. Сейчас на стике играют уже тысячи музыкантов. STICK уже получил статус полноценного музыкального инструмента, имеющего свой репертуар, своих любителей, поклонников… Так как инструмент довольно новый и практически неизученный, к тому же имеющий огромный потенциал, он привлекает к себе внимание многих гитаристов, желающих открыть для себя что-то действительно новое как в техническом, так и в музыкальном планах.
STICK бывает двух видов - стандартный, имеющий десять струн и двенацатиструнный - гранд стик. Многие музыканты настраивают этот инструмент по своему, так.как., инструмент таит в себе много нераскрытых тайн и изменение строя может дать дополнительные приемущества при игре. Кроме этого, стик предполагает использование MIDI системы, которая дополняет звучание стика синтезаторными звуками.
Несмотря на визуальную простоту конструкции стика, этот инструмент довольно сложен в изготовлении. Во-первых, большое количество струн, в том числе и басовых, требуют усиление анкерной конструкции, для того, чтобы гриф со временем не деформировался. Во-вторых, стик требует высокой точности, особенно это касается ровности грифа и ладов, для того, чтобы струны можно было опустить как можно ближе к грифу. В нашей стране я знаю только одного музыканта, владеющего игрой на этом инструменте (и счастливого обладателя стика) - это Антон Горбунов.
Будучи одним из лучших бас-гитаристов России этот талантливый музыкант стремится в совершенстве овладеть техникой игры на стике. (Антон Горбунов работает в коллективе Линды.) Так постепенно стик "пробивается" в Россию. Радует то, что уже упомятуя в этой статье отечественная фирма Shamray, занимающаяся производством гитар, изготовила стик собственной конструкции, который был представлен на музыкальной выставке Музыка-Москва 2000.
(более подробно о стике можно узнать на официальном сайте Эммета Чапмана www.stick.com)


Warr гитары

Гитары Warr в двух словах можно охарактеризовать как нечто среднее между стиком и обычной электрогитарой. От стика взят гриф и общая концепция расположения струн, все это изначально предназначено для игры тэппингом. Но к этому "тэппинговому" грифу добавлен корпус, который по мнению разработчиков дает более богатый звук чем звучание стика. По слухам между Эмметом Чампаном и представителями Warr в свое время разгорелся скандал по поводу лицензии по производству. Не знаю чем это все кончилось, но, в конечном итоге, в выигрыше остались музыканты, которые имеют возможность выбрать для себя тот инструмент, который им больше по душе. Помимо этого конкуренция заставляет производителей выпускать более качественные и более дешевые инструменты (хотя цены на эти экзотические инструменты остаются довольно высоки).
Warr гитары имеют очень много разновидностей. Самой простой гитарой этой фирмы является восьмиструнный инструмент, который практически является обычной гитарой, только с большим количеством струн (добавлено две басовые струны).

Далее идет серия десятиструнных и двенадцатиструнных гитар, подобных стику.
Хотя с трудом можно представить как можно играть на таких гитарах, но фирма Warr производит и 14-ти струнные гитары
Все Warr-гитары оснащены специально изготовленными звукоснимателями Bartolini. Особый интерес вызывают пьезо-миди датчики, которые объединяют в себе пьезо звукосниматель для получения звука акустической гитары и полифонический (MIDI) датчик, в котором каждая струна "снимается" отдельно и посылается на MIDI-конвертор.
Данные универсальные бриджи бываю следующих типов: для 12-ти струнной гитары:12-String Piezo - 12-String MIDI; для 12-ти струнной гитары но уже:12-String Piezo - 6-string MIDI, и для восьмиструнного инструмента: 8-String Piezo - 6-String MIDI. Все эти датчики работают как с конверторами ROLAND, так и AXON.
Кроме этого, фирма ROLAND специально для гитар WARR создала датчики GK-2A. Для подключения к гитарным синтезаторам. Причем на одну гитару можно установить два таких датчика.

Кроме этих инструментов гитарные мастера разрабатывают все новые и новые единичные инструменты, учитывая опыт уже серийных моделей стика и WARR-а. Ясно одно, тэппинговые гитары постепенной входят в нашу жизнь и процесс этот уже необратимый. Можно по-разному относиться к музыке созданной на этих инструментах, скорее всего тэппинговый Бах еще не родился (или только ходит в школу). Но условия для появления такого человека созданы. К сожалению (или к счастью), в настоящий момент в среде гитаристов touch style идет фаза накопления технического багажа и создание музыкального языка. Эта коллективная работа когда-нибудь перейдет из количества в качество и музыканты будут создавать для новых инструментов "классический" репертуар. Кстати, в этот процесс можете включиться и вы, если сумеете приобрести подобные инструменты и овладеете ими технически.
Кроме этого, развитие тэппинговых гитар идет и с другой стороны, а именно создание новых электронных инструментов с гитарным интерфейсом. Одной из таких гитар является Ztar - уникальный инструмент, созданный для гитаристов, владеющих этой техникой. Вместо струн эта "гитара" (хотя ее с трудом можно назвать гитарой) имеет маленькие клавиши. Эти клавиши помимо динамики передают некоторые гитарные гитарные исполнительские приемы - пуллы, хаммеры, даже слайд. Я знаком с Руфатом Сулеймановым - единственным обладателем этого инструмента в России. Надеюсь, что он напишет статью об этой электронной "гитаре" более подробно и компетентно.


Проблемы тэппинга

В заключении кратко остановимся на некоторых моментах нового способа игры, которые в каком-то смысле тормозят распространение тэппинга.
Первое это звук, который при звукозвлечении ударами по струнам между ладов получается не очень красочный. При игре медиатором, тем более пальцами, гитарист имеет большое количество способов приданию звуку характера, определенного звукового колорита. При тэппинговом звукоизвлечении гитарист ограничен несколькими лишь приемами, что приводит к некоторому однообразию звука и, в конечном счете, слушать все это долго довольно утомительно. Правда здесь есть "пища для размышления" - необходимо выработать (найти) свои приемы игры, которые могут обогатить звучание.
Второй проблемой является то, что теппинг (особенно полифонический) неэффективен или мало эффективен в ансамблевой игре. Хотя здесь вопрос спорный, но лично мое мнение, что играть классический джаз в оркестре теппингом совершенно не имеет смысла. Хоть тэппинговый гитарист играет за двоих, сама музыка от этого почти никогда не выигрывает. Слушая пластинку, не зная как это все происходит, создается впечатление игры двух не очень музыкальных гитаристов. Хотя Стэнли Джордан делает просто чудеса технического мастерства (с трудом даже верится, что все это может один человек), в совершенстве владеет правильной ладо-гармоничесой фразировкой и т.д., среди моих коллег (а среди них в основном джазовые музыканты) я не могу назвать ни одного, кто бы с огромным удовольствием слушал этого гитариста. В лучшем случае, происходит аналитическое прослушивание интересных (виртуозных) моментов для ознакомления, т.е. чисто с профессиональной точки зрения. Для души все же лучше послушать раннего Бэнсона… Однако это относится только к ансамблевой игре. Сольные произведения зачастую очень интересны не только в техническом, но и в музыкальном плане. Но прослушать сольный концерт (полтора часа) в исполнении одного гитариста тоже дело довольно утомительное, особенно для простого народа. Т.е. такие концерты смогут выдержать только очень большие любители гитарной музыки и профессиональные гитаристы.
Что касается тэппинговых гитар, то, как я уже говорил, гитаристы в настоящее время, "борются" с инструментом, а не с музыкой. Но несмотря на это, на все недостатки тэппингового звукоизвлечения, именно в наши дни происходит "закваска" будущего гитарного мышления и будущей гитарной лексики. Проще говоря, происходит фаза осмысления "фортепианной" гитары как совершенно нового инструмента, который объединяет в себе народную, классическую, джазовую, рок-гитару и тэппинг постепенно входит в арсенал всех гитаристов этих устоявшихся школ. И пусть сейчас тэппинговая гитарная музыка напоминает больше сок, чем выдержанное вино, гитаристы не могут оставаться равнодушными к тем возможностям, которые дает гитара и двуручный независимый тэппинг.

Конец