Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Секреты мастерства

На вопросы IN/OUT отвечает один из лучших аранжировщиков и саунд-продюсеров России Тарас Ващишин.


Имя Тараса Ващишина известно в основном в узких профессиональных кругах, хотя у нас в стране достаточно трудно найти человека, который бы не слышал работы этого музыканта: Филипп Киркоров, Андрей Губин, Ирина Аллегрова, «Фабрика звезд - 3», группа «Премьер-Министр», Жанна Агузарова, дуэт «Адам и Ева», Лолита, Игорь Николаев и многие, многие другие звезды эстрады качественно звучат на CD, в видеоклипах, (да и на концертах) во многом благодаря Тарасу Ващишину. Количество аранжировок, студийных продюсерских работ, которые сделал этот музыкант за свою творческую деятельность исчисляется уже тысячами и многие из этих песен стали подлинно народными хитами. Кроме этого, Тарас Ващишин как композитор, автор многих известных песен и инструментальных композиций. Песни Тараса Ващишина исполняет популярная певица Ирина Дюкова, Влад Сташевский, молодая и очень перспективная артистка Ульяна Каракоз и другие. Среди инструментальных композиторских работ особо можно выделить музыку к программе Андреса Лиепы «Марлен Дитрих», а также музыку к 16-ти серийному сериалу «Примадонна» (продюсер А. Шульгин), который выйдет совсем скоро на экраны ЦТ.
Можно по-разному относится к отечественной поп-музыке. Но в плане электронных аранжировок наша эстрада на общемировом уровне выглядит довольно неплохо. Простым доказательством является то, что именно работы Тараса Ващишина отобрали на выпуск испаноязычного компакт-диска Филиппа Киркорова, выпущенного в мировую продажу фирмой Sony.
При просмотре программ «Фабрика звезд», которые наделали столько шума, лично я поражался скорости работы, т.е. быстроте создания песен, которые звучали в эфире. За одну неделю создавались десятки песен, причем в плане звука они выглядели так, как будто работа шла многие месяцы. Как вы понимаете, процесс создания песни от идеи до окончательного вида, путь довольно долгий и трудоемкий. После того, как песня написана (музыка и текст) наступает вторая фаза – аранжировка. Понятно, что из самой заурядной песни можно путем интересных находок, сделать подлинное произведение искусства. И наоборот, хорошую песню можно полностью испортить, превратив ее в набор штампованных блоков.
Следующий этап создания песни это запись голоса. В программах «Фабрика звезд», например, это было особенно важно. Ведь в данном случае необходимо было не просто быстро записать вокал и получить приемлемый музыкальный продукт, но тщательно подобрать певческие тональности каждого конкурсанта, а главное, дать возможность молодому певцу поискать свое звучание, попробовать разные манеры пения, т.е. найти себя. И после того, как «все срослось», уже делать окончательную запись.
Далее, когда запись закончена необходимо сделать не менее ответственные процедуры – сведение и окончательный мастеринг, адаптированный к телешоу.
Можно ли такой объем работы выполнить за один-два дня? Тарас Ващишин один из немногих аранжировщиков и саунд-продюсеров России, которым можно доверить такие экстремальные задачи и получить высококачественный результат.
В настоящее время любой человек может превратить свой компьютер в студию звукозаписи. Компьютеры, собранные на рынке, порой ничуть не хуже «фирменных», пиратский вполне рабочий софт можно купить в любом подземном переходе… Еще мониторчики, MIDI-клавиатурку и студия в сборе. Сейчас компьютерную студию не имеет наверное только «ленивый» или тот кому она не нужна по определению. Все остальные «забивают Cubase». Но не всегда получается хорошо, ведь помимо оборудования необходимы знания, опыт, высокая квалификация, особый тип «математического» мышления, трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, музыкальный слух, образование, общее эстетическое развитие и плюс еще десятка два слагаемых...
Особенно интересно читателям IN/OUT должно быть то, что Тарас Ващишин долгое время работал именно на результат, т.е. у профессионалов такого уровня, как правило, в работе нет ничего лишнего. Постоянная практика и опыт, работа, которая требовала высокого качества в минимальные сроки, отбросили в сторону ненужные детали, оставив самое главное. У нас в стране очень много аранжировщиков-теоретиков, которые досконально знают программы и могут ответить на любой вопрос. Но не всегда это дает плоды в виде конкретного музыкального материала, который бы имел выход на зрителя. Вследствие того, что Тарас Ващишин работает в плотном графике, оборудование его студии сведено к самому минимуму, где каждый компонент выверен и отлажен. Он создал высокотехнологичную студию, которая дает качество соответствующее современным профессиональным требованиям.
Мы встретились с Тарасом Ващишиным для интервью. Я надеюсь, что многим читателям журнала изучить опыт этого известного аранжировщика, композитора и саунд-продюсера будет интересно и полезно.

Тарас, с чего все началось?
Наверное у меня все произошло как у многих других. Я был музыкантом в различных составах. В основном я играл в рок-группах – ходил в кожаной куртке с шипами, отрастив длинные волосы… Последнее мое основное место работы в качестве музыканта было у Владимира Преснякова младшего. Хотя сейчас я эпизодически выступаю на сцене по приглашению известных звезд, все же это не является моей основной работой.
Естественно, что как клавишник я начал заниматься аранжировками очень давно. Сначала это было в группах с «живими» музыкантами. После того как приобрел первый синтезатор с секвенсором, я очень полюбил делать электронные аранжировки; экспериментировать, искать новые интересные сочетания звуков, гармоний и т.д. После ухода из группы Преснякова (в 1991-м году) я полностью переключился на студийную работу профессионально. Работал со многими композиторами и исполнителями, учувствовал в записи большого количества альбомов. В основном это все происходило на студии у Александра Кальянова. В то время на студии Кальянова писались практически все известные звезды эстрады. И естественно там была основная «тусовка», ковались технические кадры – звукорежиссеры, аранжировщики, саунд-продюсеры. Все приходилось изучать в процессе работы, по интуиции, так как опыта студийной работы в стране было мало.
Помню на студии был компьютер Atari 10/40, отечественный пульт, который кстати, разработал сам Александр Кальянов и знаменитый 16-ти канальный магнитофон, который день и ночь записывал хиты, которые слушала вся страна. В основном я делал аранжировки звездам эстрады Игорю Николаеву, Ирине Аллегровой и другим.

В то время я тоже часто записывался на студии Кальянова и хочется сказать, что многие записи того периода звучат не хуже, а то и лучше многих песен сделанных на современных технологиях.
В этом нет ничего удивительного. Аналоговая запись живых инструментов, вокала, сведение на аналоговую пленку давало отличный результат. Что касается MIDI –аранжировок, то в любые времена в первую очередь ценится идея. И если она есть, то исполнить ее можно на том инструментарии, которое имеешь, будь то современный Pro Tools или устаревший Korg M1.

В начале хочется поговорить о технической стороне. Насколько сейчас поменялись современные методы работы? Расскажи о своем подходе, как ты сейчас работаешь с музыкальным материалом?
Сегодня, конечно, благодаря техническому прогрессу методы работы по сравнению с прошлыми временами изменились кардинально. Это произошло вследствие развития компьютерных технологий. Многие годы у меня ушли на то, чтобы выработать для себя наиболее оптимальный набор инструментария, который бы давал результат. Оборудование моей студии всегда менялось и находилось на уровне развития технологий того или иного периода. Я перепробовал массу приборов, компьютерных программ, технологий и наиболее эффективной для меня в настоящее время является связка компьютера Macintosh с дополнительными DSP платами и программа Logic Audio.

То есть ты делаешь все внутри компьютера?
Не совсем. У меня есть отличная библиотека звуков Akai и соответствующий семплер (имеется ввиду не виртуальный, а «железный» семплер). Я его использую до сих пор, несмотря на то, что имеются очень хорошие программные семплеры. Кроме этого я часто использую звуки с Yamaha FS-1, Novation Super Bass Station и некоторых других «железных» инструментов. Запись «живых» инструментов, голосов, а также обработка, сведение, мастеринг у меня происходит в компьютере, так сейчас, благодаря удивительным программам и мощностям компьютеров это стало возможным.

Если можно расскажи поподробнее о связке компьютера Macintosh с дополнительными DSP процессорами и программы Logic Audio.
Это двухпроцессорный компьютер Macintosh G4 с программой Logic Audio Platinum 6, где обработка происходит с помощью аппаратных средств. В отличие от VST-плагинов данные эффекты работают на собственных процессорах, расположенных на отдельных платах, которые соответственно вставляются в компьютер ( в слот PCI) или работающие по шине FireWire. Я имею две дополнительные DSP платы: Power Core Fire Wire фирмы T.C. Electronic и UAD-1 фирмы Universal Audio. Power Core имеет прекрасные пространственные эффекты, эквалайзеры, а UAD динамические. Таким образом, получается звукозаписывающая станция, т.е. система типа Pro Tools, только собранная из разных компонентов.
При выборе звуковой карты я остановился в свое время на PCI плате HDSP 9632 фирмы RME. Мониторы Yamaha NS-10 и Adam S 2A

Я заметил, что ты имеешь уже не новый компьютер и версия Logic Audio Platinum 6 далеко не последняя. Ты совсем не гонишься за новинками?
Конечно, я слежу за всем, что происходит на музыкальном рынке в области звукозаписывающих технологий. И многое приобретаю сразу. Что касается компьютера, то конечно рано или поздно я перейду на G5, но для этого надо найти свободное окно, так как у меня плотный график работы. С другой стороны я использую для обработки DSP платы, поэтому мощности процессоров компьютера мне не так важны. Их для моих задач вполне хватает. Power Core Fire Wire фирмы T.C. Electronic и UAD помимо хорошего звука, освобождает процессоры компьютера от нагрузок, которые требуют виртуальные процессоры эффектов.
Что касается Logic Audio, то в вопросах программного обеспечения думаю действительно торопиться не стоит. Во-первых, я имею хорошо отлаженную систему, которая работает как часы, во-вторых, первые версии любой новой программы всегда имеют небольшие глюки, недоработки, которые разработчики будут исправлять в процессе. А для этого придется постоянно делать апгрейты, тратить время и нервы. Поэтому мне не хотелось бы выступать в роли тест-менеджера и на себе заниматься отладкой программы. Хотя я очень люблю покопаться в софте, но времени лишнего нет абсолютно. Нужна, в первую очередь, хорошо отлаженная рабочая среда, остальное все «лирика». Сейчас новый Logic можно приобретать уже спокойно, так времени с момента выхода программы прошло достаточно, она протестирована, отшлифована, благодаря чему работает у многих пользователей стабильно. Отзывы моих коллег, не только в России, но и за рубежом о программе самые положительные.

Хочется поговорить на извечную тему «что лучше» PC или MAC? Скажи, ну почему весь профессиональный мир работает на компьютерах MAC?

Ответ довольно прост. Данные компьютеры более стабильны и надежны. Они меньше подвержены каким-то проблемам. Но дело, честно говоря, не в этом. Главное, что они по моему субъективному мнению «звучат» лучше… Мы неоднократно проводили тесты. К примеру, брали хорошо отстроенный, навороченный PC и соответствующий MAC. Так вот на одной и той же звуковой плате, в одинаковой программе, открыв один и тот же проект, на одинаковых мониторах вы получаете разные картины звука. На PC это бубнящий, гудящий бас, невнятные высокие частоты, а на MAC четкие низа и кристально чистые верха. С чем это связано остается загадкой, но это факт, который отмечают все.
И еще один аргумент в пользу MAC – программа Logic Audio не выпускается под PC. А эта программа лучшая, на мой взгляд. В свое время я со слезами прощался с Cubase, на котором работал столько лет. Но Logic Audio дает лучший звук. Программное обеспечение тоже тестировалось мной и моими коллегами неоднократно.

Какое оборудование ты используешь при записи вокала и «живых» инструментов?
В первую очередь нужен хороший микрофон и преамп. Мне очень нравится микрофон Neumann TLM 170. Кроме этого, для лучшего звука необходим преамп. После многих лет работы я остановился на выборе немецкого лампового преампа MindPtint. Это оборудование позволяет выполнить запись вокала достаточно хорошо.
Гитары (если необходимо снимать звук с усилителя) и ударные в своей студии я не пишу, так как для этих инструментов нужно помещение. Если встает вопрос, то барабанные, к примеру, треки я делаю в одной из московских студий, где умеют работать с ударными. После того как треки готовы, переведены в цифру, т.к. зачастую запись происходит на аналоговую ленту, я уже в своей студии начинаю работать, корректировать аранжировку обрабатывать, сводить и т.д.

После того, как мы познакомились с твоим основным оборудованием, хочется поговорить именно о творчестве. С чего ты начинаешь делать аранжировку? Вообще, можно ли в каком-то виде описать этот процесс?
Наверное, это у всех индивидуально. Лично я сначала стараюсь представить будущую композицию в голове. Думаю, ищу интересные моменты, в общем, надо композицию в каком-то виде услышать внутри.
Следующий этап это поиск ритмического грува, т.е. того основания, фундамента, на котором будет строиться все остальное. На этой стадии я уже подбираю звуки, так как сам звук барабанов и баса играет немаловажную роль. К тому же я уже на этой стадии могу представить как это будет звучать на сведении. Зачастую для записи баса сначала проигрываю гармонический «подклад», который потом можно удалить. Он нужен для того, чтобы найти интересные гармонические сочетания. При создании дополнительного ритмического движения может быть эффективно запись партий, типа ритм-гитары или перкуссии. Работа эта идет до тех пор, пока не найдено определенное ритмическое движение, которое отражает характер песни.
Когда создан в первоначальном виде «запев-припев» на основе найденной ритмическо-гармоничекой формы можно приступать к следующей стадии. Это можно назвать разукрашиванием. Вообще, искусство аранжировки напоминает творчество повара, который сначала варит бульон, потом добавляет туда картошку, а в конце уже петрушку, лавровый лист и другие специи. Так и в аранжировке, сначала делается базисный элемент – ритм и гармония, а потом уже вставляются разные «специи». В основном «разукрашиванием» я занимаюсь, когда готова вокальная партия.
Очень важная вещь в аранжировке это форма. Надо придумать интересное вступление, если необходимо сделать отдельную часть для соло, четко подготовить кульминацию. В конце надо поставить точку, придумать соответствующую коду. Работать над формой необходимо очень тщательно, т.к. можно сделать песню утомительной или наоборот суетливой. Надо выдержать тонкую грань.

Ты говорил, что делаешь разные формы для радио и для CD. Для чего это нужно?
Да, почти всегда я делаю две версии аранжировки – полную и укороченную. Полная идет на CD, а укороченная предназначена для прокрутки по радио и для TV. Это обусловлено тем, что радио, к примеру, не очень приветствует длинные по времени композиции, с долгим вступлением, с затяжными соло и т.д. Там надо быстро показать основную идею, иначе в самый неподходящий момент вы услышите рекламу. Тоже самое происходит и на телевидении.

Мастеринг радио, CD и TV тоже отличается?
Да, конечно. Для радио я готовлю более компрессированную версию, как и для телевидения. Стоит отметить, что отечественное телевидение в основном моно. И надо всегда проверять звучание композиции в моно режиме.

Тарас, хочется задать пару вопросов по нашумевшему шоу «Фабрика звезд». Как все было организованно технически? Ведь ты выполнял просто непосильные объемы работы!
Ну, во-первых, я там работал не один. Мы распределяли все аранжировки с Вадимом Володиным, очень хорошим специалистом. И конечно большая заслуга в организации такого сложного процесса принадлежит Александру Шульгину – продюсеру «Фабрики Звезд -3». А работа была поставлена следующим образом. В доме, где жили и работали конкурсанты, была небольшая студия на базе Pro Tools. Участники разучивали песни, подбирали манеру, тональности. Потом записывали демо, или под гитару, или под рояль. Эту демонстрационную запись мне привозил курьер, так как у меня не было времени ездить за каждой песней, их было очень много. Прослушав присланную песню, я делал аранжировку, такую примерную основу, с определенной формой, на которую уже можно было петь. Курьер отвозил эту аранжировку обратно в так называемый «дом». Там уже фабриканты записывали голос на эту «MIDI-болванку». И курьер привозил мне уже готовые вокальные треки. Когда я имел окончательные вокальные треки, у меня уже была возможность делать окончательную аранжировку, т.к. до этого все могло еще поменяться. Далее, я полагался просто на свой вкус, прописывал гитары, бэк-вокальные партии, искал интересные грувы, контрапункты и т.д... Далее, сводил, делал мастеринг «минусовки» и полного «плюса» и курьер отвозил готовый материал в «дом». А далее «фабриканты» разучивали песню в полной аранжировке.

Как я понял, главным человеком в этом процессе был курьер, который работал не меньше аранжировщика и фабрикантов (шутка!). Но если серьезно, малейший сбой в работе и под угрозой был прямой эфир!
Да, основная сложность работы в «Фабрике» была даже не в том, что имеешь мало времени и у тебя совершенно нет возможности исправить ошибку, а ответственность, которая поначалу очень давила. Действительно, механизм процесса записи должен был работать как часы. И слава богу никаких накладок и сбоев не было, так как все отвечали за свой фронт работы. Иногда, правда, бывало так, что песня была готова за 2 часа до эфира. График работы был просто жесточайший, в течении 4-х месяцев. Так что школу я получил очень хорошую.

Насколько мне известно, сейчас ты занимаешься своим сольным проектом с певицей Ульяной Каракоз. Если можно расскажи об этом?
Да, с Ульяной Каракоз у нас образовался творческий союз. Сейчас готовится ее сольный альбом, который мы записываем на моей студии. Я выступаю в роли продюсера и аранжировщика, песни написала сама Ульяна. Не хотелось бы делать какие-либо прогнозы, но думаю этот альбом будет востребован.

Наверное при его создании ты используешь все свои наработки и опыт!
В этом жанре многое решает личность, которой есть что сказать зрителям. Ульяна Каракоз удивительная девушка, которая не только прекрасно поет, но и сама пишет песни, музыку и стихи. Ее песни поет Влад Сташевский, Татьяна Светлова и др. В этом году она закончила Институт современного искусства по классу эстрадного вокала. Она уже не новичок на большой сцене (экс-вокалистка группы Армия, дуэта «Адам и Ева»). К тому же она имеет огромный опыт студийной работы, записав сотни партий бэк-вокала.
А что касается технической работы, то, конечно, я постараюсь его сделать на хорошем уровне.

Да, очень интересно будет послушать этот будущий альбом. А скажи, у тебя можно как-то, где-то поучиться аранжировке? Ты даешь уроки или мастер-классы?
К сожалению, у меня абсолютно нет времени заниматься педагогикой. Правда, сейчас на сайте www.guitar-club.ru я буду вести рубрику аранжировки и с удовольствием поделюсь с посетителями сайта своим опытом.

Тарас! Больше спасибо за интервью. Мы всегда рады видеть тебя на страницах нашего журнала. Успехов тебе в дальнейшем творчестве!

Беседовал Дмитрий Малолетов


Рейтинг@Mail.ru