Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Программирование ударных в MIDI- аранжировке (часть 2)

Groove Agent

Данная статья является продолжением актуальной темы об эффективных и современных способах создания партий ударных инструментов в MIDI-аранжировке. Как было отмечено в статье "Программирование ударных в MIDI- аранжировке» в IN/OUT № 42 «партия ударных в MIDI-аранжировке во многом определяет общее звучание композиции. Среди всех других инструментов в аранжировке барабаны являются самым критическим местом, которое моментально выдает уровень записи и класс аранжировщика…»
В настоящее время существует достаточно много способов создания ударных в аранжировке - от классической «забивки», играя на MIDI-клавиатуре звуками ударных или вообще рисуя ритмические рисунки в графическом редакторе, до составления трека ударных из лупов (заранее записанных отрезков игры живого барабанщика). Кроме этого, в последние годы появилась тенденция к созданию нового инструментария для этих целей. Так, например, многие аранжировщики взяли на вооружение программу (VST-плагин) Stylus, которая очень эффективна в современной музыке (более подробно см. IN/OUT № 42). Почему музыканты так внимательно следят за новыми инструментами программирования MIDI-ударных? Ответ достаточно прост. В современной музыке роль ритмической основы во многих случаях становится определяющим фактором звучания композиции и определяет ее современность и новизну звучания. Если рассмотреть музыку последних 50 лет, то очевидно, что именно в плане ритма, лучше сказать грува, идет развитие эстрадной музыки. Современные способы программирования ударных не только дают новые звуки, удобство в работе, ускоряют процессы звукозаписи, но и «толкают» музыкальную мысль композитора, аранжировщика, продюсера в направлении прогрессивных стилей, новых музыкальных направлений.
В настоящей статье хочется описать новый инструмент создания партий ударных, который без натяжки можно назвать очередным революционным компьютерным чудом и который без сомнения займет место в любой студии аранжировщика и композитора. Речь пойдет о VST-плагине Goove Agent знаменитой фирмы Steinberg.


Первое что хочется сказать, для работы данной программы потребуется достаточно мощный компьютер и современный аудиоинтерфейс (с минимальным значением задержки Latency). Goove Agent достаточно ресурсоемкий VST-плагин. Хотя в документации разработчики указывают технические характеристики типа процессор PII 400 RAM 256 Мб HDD 300 Мб (для PC) это явно заниженные требования к системе. Даже на компьютере с процессором PIII 800 и RAM 1024Мб данный плагин периодически давал «затычки». Однако современные компьютеры PIV 2,4 c RAM 1024Мб справляются с «Агентом» довольно спокойно.
Программисты и музыканты, создавшие Goove Agent отмечают на то, что данный плагин разрабатывался для тех, кто просто не в состоянии программировать ударные (1), у кого на это не хватает терпения и времени (2), а также для тех, кому постоянно нужны новые идеи, кто хочет поэкспериментировать с различными ритмами, стилями игры, звуками и т.д (3).
Все три группы аранжировщиков в Goove Agent’е найдут незаменимого помощника! По сути с Goove Agent’ом партию ударных можно создавать в реальном времени. Изучив возможности программы, пользователь просто прописывает партию ударных по длине всей песни. Как ни парадоксально, но в результате получается действительно готовый трек ударных (конечно это зависит от квалификации пользователя и знания функций плагина). Для того что бы это сделать необходимо выбрать трек в вашей секвенсорной программе (поддерживающей VST2.0) назначить на него Goove Agent и в окне данного VST-плагина выбрать при помощи слайдера стиль музыки и нажать на кнопке RUN. Goove Agent будет «играть» в темпе установленном в секвенсоре. Естественно при изменении темпа, в том числе при варациях темпа (замедлении, ускорении) партия Goove Agent’а будет четко реагировать на все темповые изменения без эффекта «буратино».
Музыкант может в реальном времени менять ритмические рисунки, делать «живые» сбивки придавать игре «человеческое» чувство и т.д. при помощи слайдера (мышью) или «играя» на MIDI-клавиатуре. Данный способ очень эффективен для создания первоначальных набросков композиций и несколько напоминает игру под синтезатор-«самоиграйку». Существенное отличие Goove Agent’а от любого, даже самого навороченного синтезатора с автоаккомпанементом заключается в том, что в Goove Agent реализована принципиально новая концепция звучания MIDI-паттернов. Разработчики плагина проделали просто титаническую работу - записали тысячи паттернов живых барабанщиков (посредством MIDI триггеров) в разных стилях, а также создали собственную семплерную библиотеку для озвучивания данных паттернов. В целом сама идея этого плагина не нова, но вот как она реализована! Прекрасный звук ударных и отличные ритмы, которые не могут входить в стравнение с MIDI-самоиграйками.
Теперь более подробно хочется остановиться на конкретном использовании Goove Agent’а. Как было отмечено данный плагин предназначен для максимально быстрого программирования ударных, однако это не означает возможности применения только заданных ритмов. Наоборот, плагин дает огромные возможности и удивительную гибкость. Так при назначении Goove Agent’а на трек необходимо выбрать стиль. Для этого в окне плагина при помощи верхнего слайдера необходимо переместить курсор-фейдер на выбранный стиль. При этом в оперативную память загружается вся информация данного стиля - семплерные динамические (многослойные) звуки и MIDI-паттерны. Для наглядности все стили выстроены в «диалектическом развитии», начиная с 50-х годов и заканчивая самыми современными ритмами. Всего в каждом стиле 25 вариаций ритмов, такое же количество брейков (сбивок). Вариации ритмов построены по принципу развития, т.е. композиция начинается с более низких паттернов, допустим с 5-го, а заканчивается 20-м - самым навороченным, с наиболее насыщенным звучанием. Выбор вариации осуществляется при помощи нижнего слайдера (или MIDI-клавиатуры). Перемещая курсор влево или вправо пользователь подбирает необходимый ритмический рисунок в пределах выбранного стиля. На табло окна плагина отражается вся информация - стиль, номер вариации и т.д. Также на табло пользователь может найти значения темпов при которых данный стиль звучит наиболее эффективно. Так, например, стиль «Drum n Bass» наиболее корректно звучит в пределах 150-170 уд/мин. Именно в таких темпах целесообразно использовать данный стиль, хотя никто не запрещает музыканту искать новые сочетания и формы ритмических фигур. Да, действительно Goove Agent дает удивительные возможности и гибкость в поисках новых звучаний. Это касается и ритма и самих звуков. Так, если нажать (или лучше сказать отжать) на кнопке Link, то курсор на слайдере, который имеет сдвоенную функцию (стиль и звуки) может использоваться раздельно. То есть пользователь может выбрать стиль Fusion, а звуки ударных установить из библиотеки стиля Trip-Hop. Зачастую получаются очень интересные, необычные сочетания, которые, сказать без преувеличения, открывают новые горизонты для творчества.
Что касается различных поисков новых "ритмических консрукций", то Goove Agent, как вы понимаете дает необозримое поле для экспериментов. Так можно создать быструю демо аранжироку на ритме, к примеру, Breakbeat, а далее просто подставлять другие ритмы. Смена ритмостиля порой приводит к полному изменению звучания композиции и дает, тем самым, источник для рождения новых идей. Особенно интересны (может быть лично для меня) послушать аранжировку, созданную, к примеру, в классическом фанке с "подставленными" современными электронными барабанами в танцевальных ритмах.
Для любителей классического программирования следует особо отметить, что Goove Agent можно использовать и просто как звуковой семплерный банк при стандартном программировании. После загрузке стиля в оперативную память на MIDI-клавиатуре вы можете найти все звуки, которые будут использованы в выбранном стиле. И естественно, вы можете на этих звуках делать свои патерны и конечно использовать комбинированные способы, т.е. добавлять свои вариации ритмов к «заводским».
Кроме этого, музыкант может менять звуки отдельных инструментов, например, малого барабана или бочки, а также делать Mute отдельных инструментов в рамках стилевого банка. Для этого необходимо мышью кликнуть в окно инструмента и перед вами откроется вся библиотека (т.е. звуки всех стилей) плагина. Интересными получаются комбинации хард-роковых ритмов, где использованы некоторые ультрасовременные звуки. В добавлении ко всему пользователь имеет возможность делать баланс инструментов ударной установки, а также редактировать/обрабатывать инструменты. Это дает большую гибкость работы со звуком, которой так не хватает при работе с готовыми семплами. Все установки вы можете сохранить в десять ячеек памяти и пользоваться уже собственным звуковым материалом.
Хочется заострить некоторое внимание на специфических вращающихся регуляторах, которые расположены в окне плагина. Нижний потенциометр регулирует уровень реверберации, далее вверх идет регулятор Limiter, который компрессирует саунд и дает более мощный звук. Регулятор Humanize имеет очень интересный эффект - придает «очеловечивание» игры ударных. Пользователь может вводить различное значение «ошибок», которые и придают некоторые шероховатости ровной игре. И последний, самый верхний регулятор дает возможность музыканту придать игре ударных легкий свинг. Кстати, это очень эффективный инструмент достижения драйва общего звучания композиции (если использовать шафл в небольших значениях в ровных ритмах).

Как было отмечено для создания барабанного трека с использованием Goove Agent можно применять разные способы - от записи в реал-тайме до ручного программирования. Многие музыканты переводят партию или отрезки партий в WAV-файл и работают уже с этими готовыми семплами. Словом, плагин предоставляет пользователю множество методов, которые дают возможность создавать очень качественные партии барабанов. Причем все это за минимальное время.
Конечно, в рамках обзорной статьи очень трудно описать все функции и возможности этой удивительной программы. В принципе для того, чтобы пользоваться плагином можно не читать инструкции - все предельно понятно. Но есть ряд моментов, которые несколько завуалированы. Так, например, отдельного разговора требует тема автоматизации Goove Agent’a, которая дает еще больше возможности при создании барабанных треков.

Д. Малолетов