Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Программирование секвенсора при помощи гитарного синтезатора

В настоящее время существует достаточно много способов «конструирования» аранжировки. Например, можно просто рисовать партии инструментов компьютерной мышью, т.к. любая секвенсорная программа имеет специальные графические инструменты для этой работы. Можно даже просто «печатать музыку», как текст, вводя значения MIDI-нот. В настоящее время распространена система создания музыки при помощи семплов. При наличии звуковых библиотек с лупами можно составлять аудио дорожки, вырезая нужные музыкальные отрывки. Но как бы то ни было, живое проигрывание MIDI-партий в секвенсор для многих остается единственным способом создания музыкальных произведений, при котором открывается полная свобода в творчестве.
Обычно MIDI-аранжировку делают при помощи MIDI-клавиатуры (клавишного контроллера). То есть, к компьютерной карте, оснащенной входом MIDI, подключается клавиатура, устанавливается секвенсорная программа типа Logic Audio и пользователь может играть разными инструментами, создавая звучание оркестра. Для многих гитаристов, не владеющих игрой на фортепиано, становится большой проблемой прописать (запрограммировать) партии MIDI- инструментов. С другой стороны, даже имея неплохую технику игры на фортепиано не всегда удается хорошо прописать некоторые партии. В этом случае может помочь гитарный синтезатор, при помощи которого можно прописывать MIDI-партии, звучание которых в некоторых случаях намного превосходят (по живости) аранжировку, сделанную на клавишах.
Многие гитаристы утверждают, гитарный синтезатор вещь несовершенная – делает ошибки в виде двойных нот, происходит задержка сигнала при конвертации колебания струны в MIDI. Вообщем программировать партии посредством гитарного синтезатора довольно трудоемкая вещь. Отчасти все это имеет место, однако нельзя оспаривать тот факт, что гитарный синтезатор открывает новые возможности для гитариста. Здесь хочется сразу сказать, что гитарный синтезатор это не гитара в прямом смысле этого слова. Это контроллер, который дает команды… Поэтому некоторые гитарные исполнительские приемы лучше забыть при игре на этом инструменте. С другой стороны существует достаточно много способов преодолеть конструктивное несовершенство гитарных синтезаторов, как в целом всего языка MIDI. Все это достигается практикой игры.
В каких партиях лучше использовать гитарный MIDI-контроллер? Конечно, он наиболее эффективен при игре «живых» инструментов. Начнем с бас-гитары. Это наиболее близкий инструмент к гитаре. Практически любой нормальный гитарист в той или иной степени может сыграть даже довольно сложную басовую партию. При программировании, используя гитарный синтезатор, секвенсор запоминает все бэнды, слайды, вибрацию, форшлаги и т.д. Причем квантизация нот не портит записанную партию (глиссандо и бэнды остаются). Используя семплерную библиотеку можно добиться совершенно удивительной партии бас-гитары. Конечно, при помощи гитарного синтезатора можно очень качественно программировать и сами гитарные партии. Например, гитарное арпеджио или ритмический «чес». Но мне кажется, что гитарист это может сделать и на «живой» гитаре.
Большую эффективность гитарный синтезатор имеет при программировании духовых инструментов. Соло саксофона, записанное на гитарном контроллере звучит очень даже убедительно, особенно если музыкант имеет «правильные» семплерные звуки. Но помимо соло очень интересны эксперименты можно производить с секцией духовых. Если прописывать миди-партии каждого инструмента на отдельные дорожки разными инструментами и еще без квантизации (в очень медленном темпе) с использованием бэндов, глиссандо, вибраций получается действительно ошеломляющий эффект звучания духового бэнда!
То же самое можно сделать со стрингом, записывая контрабас, виолончель и скрипки по отдельности, используя гитарные не темперированные ноты и приемы игры.
Что касается ударных, то тут клавишный контроллер более подходит к проигрыванию партий. Поэтому, скорее всего, одним гитарным синтезатором не обойтись.

Для того, чтобы иметь возможность посредством гитары программировать партии необходим MIDI-конвертор или синтезатор, который переводит колебания струн в MIDI-команды. На сегодняшний день российские музыканты имеют выбор – или приобретать один конвертор (без звуков), или купить полноценный гитарный синтезатор – конвертор, звуки, фут-контроллер, педали в одном корпусе.
Среди отдельных конверторов лидером является AXON AX100. По слухам это самый быстрый гитарный конвертор.

При программировании партий в секвенсоре, используя только семплерные или звуки выносных синтезаторов, большего и не нужно. Но почему-то в нашей стране достать это устройство довольно сложно (в России нет официального дистрибьютора AXON)
На российском рынке больше распространен конвертор фирмы Yamaha G-50. Довольно неплохое устройство, тем более, что выполнено оно по технологии AXON.

Но самым простым выходом из ситуации является приобретение гитарного синтезатора, где, как я уже отметил, помимо конвертора есть свои звуки, фут-контроллер для переключения программ и в новых моделях С-педаль. Все это в одном компактном корпусе. Наиболее распространение получил гитарный синтезатор Roland GR-33.

Лично я отдал предпочтение именно этому устройству, т.к. я помимо программирования партий использую его в концертной работе. Помимо этого, он имеет действительно хорошие звуки, которые можно использовать в аранжировках для «разбавления» семплерного звучания. В настоящее время в интернете можно найти множество пресетов, созданных пользователями GR-33. Для того, чтобы иметь возможность скачивать их по MIDI, для большего удобства существует специальная программа Grape Light, которая позволяет создавать и редактировать звуки на экране компьютерного монитора.

Соединив по MIDI конвертор или гитарный синтезатор с компьютером (со звуковой картой или MIDI- интерфесом), тем самым вы уже готовы к работе – создавать законченные аранжировки при помощи гитары.

Особый интерес при программировании партий в секвенсоре посредством Roland GR-33 вызывает использование педали, на которую можно назначить различные контроллеры. Так при прописывании партии можно управлять резонансными фильтрами виртуальных семплеров (типа EXS 24) или фильтрами виртуальных синтезаторов (EVP-88, ES 1). Зачастую получаются удивительные эффекты, которые с трудом можно запрограммировать вручную. Все это придает аранжировке внутреннее движение, что дает большую информативность электронной музыке.

Подводя итог, можно сказать, что технология гитарного MIDI, несмотря на разговоры скептиков, бурно развивается. Гитарные синтезаторы дают гитаристам огромные возможности не только в расширении звуковой палитры, но и в непосредственном процессе создания современной электронной музыки.

Текст Дмитрия Малолетова


/td>