Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Звукозапись на компьютере инструментами Logic Audio

Дмитрий Малолетов

В настоящее время практически все музыканты в звукозаписи используют компьютер, который в последние годы стал неотъемлемой частью профессиональной и домашней студии. Если смотреть в будущее, то роль персонального компьютера в звукозаписи будет возрастать. Уже сейчас на обычном домашнем компьютере многие музыканты добиваются высокого качества записи, сравнимого с записями, сделанными на профессиональной студии с использованием выносного оборудования. Одновременно с ростом возможностей компьютеров растут и требования к звуку. Что еще вчера считалось очень хорошей записью, сегодня уже тянет лишь на демо.
Обычный потребитель музыки, не обращает внимания на тонкости звукозаписи. Все познается только в сравнении, а слух адаптируется к любому звуку, если конечно запись находится не ниже определенной планки, за которой уже явно слышен брак. Косвенным доказательством этого является факт бурного развития MP-3 плееров, которые удобны, хранят большое количество аудиоинформации. Получается странная ситуация - профессионалы повышают «битность» своих записей, а реальный слушатель ее понижает, покупая MP-3 мыльницы, этим самым говоря музыкантам: «Я хочу слушать красивую мелодию, с хорошими стихами. А в тонкостях записи я не разбираюсь, мне и так все нравится». Конечно, это относится к массовому слушателю. Если рассчитывать на этот уровень потребителя, то компьютера вполне достаточно, чтобы получить хорошую запись.
Истинные ценители звука никогда не пойдут назад, к худшему. Уже не за горами стандартизация новых аудиоформатов, которые будут выше по качеству, чем наши CD. Поэтому наравне с развитием бизнеса MP-3 проигрывателей развивается, причем не менее активно, производство HI FI аудоаппаратуры.
Наверное наивно сравнивать компьютерный плагин дающий реверберацию, с процессором типа Lexicon, как и в целом, домашний компьютер с полноценной студией звукозаписи. Естественно, выносное звукозаписывающее оборудование (по существу это те же компьютеры, только выполняющие определенные задачи) дает лучшее качество звука. Поэтому студийные музыканты постепенно «обрастают железом», стараясь максимально поднять планку качества своих записей.
Компьютерные студии принято относить к любительскому или полупрофессиональному классу - для записи демо, или простеньких заказов, для «забивки» аранжировок, для поиска новых музыкальных идей, для домашних занятий в качестве аккомпаниатора и т.д. Но с каждым годом грань между компьютером (со звуковой периферией) и специализированными изделиями стирается. Это наводит на мысль, что в скором времени в миниатюрном ноутбуке будет тебе и вся студия звукозаписи, и гитарный процессор, работающий в реальном времени, и семплер, и аналоговый синтезатор… (Это время практически уже наступает). Что же тогда будет? Некоторые даже этого боятся, т.к. доступность и возможность записать CD у себя дома может вызвать перенасыщение музыкального рынка – все будет завалено компакт-дисками, на которых будут самовыражаться народные массы. Я думаю, этого бояться не стоит. Ведь в любом хозяйственном магазине продается молоток и зубило, но скульпторов, которые этими инструментами из камня делают шедевры, больше не становится. А насыщение музыкального рынка приведет только к тому, что профессионально музыкой будут заниматься только те, кто имеет к этому талант, кто отдает этому все свое время, а не остальная масса людей, имеющая возможность приобрести «молоток и зубило».
Но самый веский аргумент в пользу виртуальной компьютерной студии ее цена, особенно в наших, российских условиях. Пиратский рынок программного обеспечения создает условия для бурной компьютеризации населения и музыкального в том числе. Кто откажется иметь дома полностью экипированную аудио и даже видео студию, заплатив за все это пару десятков долларов?

Многие, кто привык к работе с компьютером, используя программные инструменты, виртуальные микшеры, процессоры эффектов (плагины), уже не хотят возвращаться к обычным формам записи (через пульт). Теряя некоторое качество звука окончательного микса, компьютер, во-первых, экономит тысячи долларов, с другой стороны предоставляет удобство, компактность, наглядность и относительную мобильность. Мне не хочется больше говорить о качестве компьютерной записи, т.к. я уже давно понял, что в наши дни не оборудование определяет это злосчастное качество, а чисто человеческий фактор, т.е. умение пользоваться имеющимся инструментарием.
В процессе работы музыканты постепенно выработали методы компьютерной звукозаписи. Обилие высококлассных программ дает возможность получить запись, идя к этому разными путями. Многие музыканты в работе используют до десятка программ, каждая из которых имеет свои функции. Так ACID PRO –идеальная программа для работы с лупами, позволяющая в реальном времени изменять (подгонять) темп семлов до нужного значения. Виртуальные семплеры, типа Gigastudio, дают возможность использовать все богатство семплерных библиотек в своем творчестве. Так же существует множество программ для обработки, редакции записанного звука, виртуальные синтезаторы, «драм-машины» и т.д. В конечном итоге, музыкант определяется в методах работы, которые ему удобны, понятны и надежны. На это порой уходят года экспериментов и поисков.
Итак, для того, чтобы получить конечный результат в виде музыкального произведения, в первую очередь необходим музыкальный материал, т.е. музыка, текст. Далее, создается аранжировка с использованием хороших звуков. Следующий этап – запись инструментов и голоса. После записи «живых» инструментов наступает этап редактирования и обработки треков эффектами. После того, как композиция приняла окончательную форму производят сведение всех треков в стереосигнал. Последняя стадия – мастеринг – обработка уже смикшированной композиции и непосредственная подготовка к записи на CD. Далее остается только «нарезать» CD.

1. Идея
2. Подбор звуков
3. Создание аранжировки
4. Запись «живых» инструментов
5. Обработка
6. Сведение
7. Мастеринг

Постараемся подробно остановиться на всех составляющих процесса звукозаписи. Что касается самой идеи, композиции и т.д., то на этом вопрос мы рассматривать не будем, т.к. он не относится к чисто технической теме. Единственно, что стоит отметить - по существу это самое основное слагаемое всей суммы. При наличии хорошей песни, даже неудачная аранжировка (сколько мы их уже слышали!) и непрофессиональное исполнение, тем более плохая запись, все равно дает жизнь произведению. Это давно подтверждено практикой. Но если нет идеи, никакие самые модные звуки, аранжировки не спасут от духовной пустоты создателя этого творения.
В этой статье я хотел бы показать самый простой и надежный метод звукозаписи, весь процесс которой можно выполнить только в одной программе Logic Audio, которую в прямом смысле можно назвать полноценной звукозаписывающей студией внутри компьютера. Использование разных программ не всегда полезен, особенно тем, кто только начинает осваивать компьютерную звукозапись. Почему наилучшей программой является именно Logic, ведь существует Cakewalk, Cubase и другие современные программы? Как уже отмечалось, все музыканты находят свой путь компьютерной записи, но Logic Audio, в отличие от других программ, не требует никаких вмешательств другого софта, он самодостаточен. Эта минимализация программного обеспечения не только облегчает работу, т.к. изучить одну даже сложную программу легче, чем десяток простых, но и приводит к более высокой надежности всей системы. Еще один немаловажный факт в пользу Logic – на данной программе работает огромное количество профессиональных студий и музыкантов мирового уровня. Это поистине профессиональная программа, изучив которую вы для себя открываете дверь во все тайны создания аранжировки и звукозаписи. Кратко рассмотрим все составляющие создания композиции в программе Logic Audio

Подбор звуков.
В основном создание аранжировки начинается с подбора звуков. Иногда аранжировщики идут от обратного – создают аранжировку на GM звуках звуковой карты, а затем подбирают уже профессиональные звуки из библиотек или подготовленных специально для этой песни. Как бы то ни было, создавать/подбирать звуки все равно придется, если вы хотите, чтобы ваша аранжировка имела современный вид. В настоящее время основным инструментом компьютерной записи является программный семплер и библиотеки звуков. Что такое семплер? Если сказать в двух словах, это устройство, которое воспроизводит ранее записанные музыкальные отрывки. Это может быть одиночный удар по барабану или звук от струны гитары или целые музыкальные партии на несколько тактов (лупы). Многие современные аранжировки делаются именно на семплах, библиотеки которых можно приобрести в музыкальных магазинах. До недавнего времени многие музыканты использовали программный семплер Gigastudio, который в свое время сделал переполох в музыкальной звукозаписывающей индустрии. Теперь существует много других программных семплеров, которые дают удивительные результаты. Что касается Logic Audio, то эта программа создана таким способом, что в ней интегрированы три потрясающих программных инструмента – семплер EXS-24, синтезатор ES-1 и электропиано EVP-88. На этих инструментах можно не только создать действительно великолепную аранжировку, но даже играть на концертах, как это делают уже многие музыканты. Для этого нужна только MIDI-клавиатура, переносной компьютер (ноутбук) и аудиоинтерфейс (звуковая карта). Но это уже отклонение от темы…
Программный семплер EXS-24, интегрированный в виртуальную студию Logic Audio предоставляет все (и даже больше) возможности настоящего «железного» семплера.

В программе Logic Audio Platinum можно одновременно запустить до 24-х семплеров (24 трека состоящих из разных звуков). Конечно, число этих треков ограничивается мощностью компьютера, оперативной памятью и скоростью жесткого диска. Самым главным отличием EXS-24 от других программ подобного типа является то, что все параметры звука, и что главное, изменение параметров в реальном времени можно записать в секвенсор. Так вы можете прописать плавное изменение фильтра cut-off и резонанса. Применяя эту возможность в создании аранжировки, ваш семплерный звук становится не статичным, а может изменяться во времени. EXS-24 имеет 64 голоса полифонии, читает библиотеки различных форматов – WAV, AIFF, SDII, Кроме этого, может конвертировать звуки AKAI, Soundfont 2, Samlesell. По существу вы имеете доступ ко всему банку всемирной звуковой библиотеки.
Помимо готовых звуков, вы можете создавать/редактировать свои собственные семплы. Вы просто назначаете записанные звуки на MIDI-ноту. Теперь этими звуками можно играть на MIDI-клавиатуре.

Для того, чтобы начать запись треков достаточно на дорожку аудиоинструмента назначить EXS-24 и из списка выбрать пресет. Многие пользователи различных программных семплеров отмечают, что EXS-24 наиболее устойчив и потребляет меньше ресурсов компьютера. А главное EXS-24 по существу является частью самой программы, а не чужеродное тело, каким являются другие программные семплеры, в том числе самые последние VST-инструменты.
Не менее интересным инструментом Logic Audio является синтезатор ES-1, который иногда называют аналоговым, так как он является цифровым прообразом аналоговых синтезаторов.

В настоящее время применение таких синтезаторов очень модно, т.к. дают удивительные звуки, которые вы можете создавать сами, вращая виртуальные ручки. Создание звуков не столь трудоемкий процесс как это кажется. Здесь необходимо только знать назначение ручек и иметь немного вкуса. ES-1 имеет два осцилятора (основной имеет 4 формы волны, суб-осцилятор - 6), которые собственно и формируют звук. Кроме этого вы имеете возможность устанавливать/изменять и другие параметры – различные фильтры, резонансы, ADSR и Modulation Envelope, LFO, устанавливать уровни портаменто. Каждый звук вы просто сохраняете в памяти, создавая постепенно свой банк аналоговых звуков.
Как и с EXS-24 синтезатор ES-1 запоминает все изменения параметров, что дает звучанию синтезатора настоящую жизнь. Вообще об этом синтезаторе можно написать отдельную статью, т.к. при внимательном рассмотрении этот инструмент может дать гораздо больше, чем от него можно ожидать.
И наконец, пианисты, которые любят звуки электропиано несомненно оценят программный инструмент EVP88, который по мнению многих музыкантов не уступает от звуков многих выносных модулей.

88-голосная полифония, удобство, запись изменяемых параметров дает невероятно реалистичное звучание Fender Rhodes’а, Hohner’a и других классических пиано. Мягкость и теплота звуков EVP88, зависимость звука от динамики игры очень подкупает не только музыкантов, но и слушателей.
Таким образом, работая в программе Logic Audio вы практически имеете все инструменты для создания полноценной аранжировки, которая по своему качеству ничем не уступит аранжировке, сделанной на «железных» звуковых модулях.

Создание аранжировки, запись инструментов.
Непосредственная запись/программирование MIDI дорожек осуществляется достаточно просто. После того, как вы назначите на трек инструмент (EVP88, ES-1 или EXS-24) вы просто включаете запись и начинаете играть. Конечно, мы не будем в обзорной статье описывать все возможности и инструментарий этого процесса. Здесь необходима практика и приобретя навык вы увидите потрясающее удобство и продуманность программы. Очень полезной функцией в Logic Audio является то, что вы сами можете запрограммировать для себя «горячие клавиши» и конфигурировать рабочие окна.
Как уже отмечалось, в настоящее время в аранжировке активно применяются лупы, которые можно записать в аранжировку с помощью семплера EXS-24. Другой способ - вставлять записанные партии в WAV формате непосредственно в аудиотрек. Этих библиотек сейчас достаточно много. Одно плохо, представьте, что классная барабанная сбивка, сыгранная живым барабанщиком в темпе 110 не подходит по темпу к вашей песне. Для этого в программе Logic Audio есть специальная функция Time and Pitch Machine, которая предназначена для тонкой подгонки темпа семпла к темпу песни. Кстати эта функция применяется и для коррекции ошибок при записи, как в плане ритма, так и в плане звуковысотных отношений.

Запись «живых» инструментов мало чем отличается от записи MIDI. Вы просто выбираете и активизируете аудиотрек, на устанавливаете уровень входного сигнала и все готово. Конечно, сама программа запишет то, что вы введете в компьютер. Качество материала зависит от звуковой карты компьютера, а также другого оборудования (инструментов, микрофонов и т.д.) Поэтому при создании компьютерной студии необходимо приобрести качественную звуковую карту или аудиоинтерфейс. На эту тему можно найти много статей в журнале IN/OUT.

Обработка/редактирование.
Мы плавно переходим от музыкальной стадии создания произведения к чисто звукорежиссерской. Да, музыкант, который хочет получать конечный результат должен осваивать много отдельных профессий. Многие могут считать, что нельзя объять необъятное. На мой взгляд в данном случае это возможно. Человек, который имеет слух, вкус, понимает задачи и знает инструменты (возможности и методы работы в программе) вполне может сделать все сам зачастую не хуже профессионального звукорежиссера. В основном под обработкой понимают применение специальных эффектов, которые украшают звук, придают ему объем, окраску и т.д.
В программе Logic Audio весь этот процесс реализуется при помощи виртуального пульта и интегрированных процессоров эффектов. Среди эффектов есть самые основные – динамическая (компрессоры, лимитеры, гейты), пространственная (реверберация, задержка), модуляционная (хорус, фейзер, фленжер) обработка. Каждый виртуальный процессор имеет большое количество различных установок. Вы можете создать свои пресеты компрессора, дилея и т.д.

На шинах пульта вы устанавливаете тип эффекта, а на посылах каждого трека устанавливаете необходимый уровень эффектов. Остальное вам подскажет вкус. Кроме этого, на любой трек вы можете установить эффекты Insert, которые будут обрабатывать только звук выбранного трека. Это все относится не только к обработке аудиодорожек, но и к аудиоинструментам. Все установки посылов и параметров естественно сохраняются, а также можно прописывать в секвенсор их изменения. Многие музыканты, вкусив всю прелесть и удобство виртуального пульта, навсегда отказываются от классических пультов.
Но перед обработкой зачастую требуется редактирование аудиотреков. Например, убрать все ненужные шумы и шорохи, которые были при записи вокала, нормализовать треки (подогнать под уровень 0 дб) и т.д. В программе Logic Audio очень мощный аудоредактор. Вы можете копировать, вставлять, вырезать, смещать и т.д., словом делать с записанным звуком все, что только можно представить.

Сведение
Одна из самых ответственных стадий – свести многоканальную запись в стереопару. Казалось бы, что может быть проще – установил уровни громкости на нужную величину и все. Да, это так. Но потом, слушая свою запись по радио, вы вдруг поймете, что в вашей фонограмме нет баса, а голос торчит в тумане реверберации. Но как такое может быть? Все очень просто. Вы делали сведение на одних акустических системах, а слушатель будет использовать другие. Все искусство сведения заключается в том, чтобы запись звучала качественно независимо от акустической системы. Правильная запись звучит и в музыкальном центре, и в «мыльнице», и в автомобильном приемнике на машине вашего дедушки. Для того, чтобы сделать качественное сведение необходимо подготовить все треки, добиться максимально лучшего их качества. Так же при сведении можно обнаружить, что некоторые партии «конфликтуют» по частотам, дают неприятный резонанс. Поэтому не всегда при плохом сведении виноват звукорежиссер. Все начинается именно от неграмотной аранжировки, чем грешат многие, кто дорвется до 128 треков MIDI-секвенсора. При сведении главное иметь звуковой ориентир, который можно использовать как шаблон. То есть вы сравниваете свою запись с фирменной, записанной на студии (желательно за океаном). Тогда есть шанс не совершить грубые ошибки.
С технической стороны сведение в программе Logic Audio делается буквально нажатием на одной кнопке. Вы просто сохраняете звучащие треки в файл, который уже готов к нарезке на CD. В Logic Audio применяется очень удобная функция динамическое изменение уровней громкости, панорамы и других параметров при помощи огибающих.

Вы просто рисуете на треке (аудио и MIDI) график и в соответствие с ним будут изменяться и ваши параметры во время воспроизведения. Даже современные пульты с моторизированными фейдерами не могут сравниться в удобстве с этими компьютерными возможностями.

Мастеринг
Мастеринг это процесс обработки готовой (сведенной) записи. Самое необходимое при мастеринге – нормализация – подгонка уровня записи под 0 дб. Далее все идет на ваше усмотрение. В основном музыканты при мастеринге расширяют стереобазу, корректируют частотные перекосы, компрессируют сигнал и т.д. кстати, мастерингом можно не только облагородить звучание, но и совершенно его испортить. Поэтому всегда нужно слушать шаблон, на который вы можете «опереться».
Хотя существуют отдельные мастеринговые программы и отдельные аудоредакторы многие функции можно сделать в Logic Audio. В аудоредакторе программы вы можете обработать записанную песню, как вы это делали с отдельным треком.

Таким образом, в краткой форме мы прошли весь путь создания записи на компьютере, используя программу Logic Audio, которая является мощнейшим программным продуктом в современно звукозаписывающей индустрии. Не засоряя свой компьютер многочисленным пиратским софтом, работая на лицензионном Logic Audio, вы имеете возможность качественно выполнить весь процесс звукозаписи в одной программе.

***В настоящее время вышла следующая версия Logic Audio 5, которая дает еще большие возможности. Так в новой версии появилась новая система автоматизации, потрясающие программные инструменты.