Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Создание партии баса в MIDI-аранжировке

Партия баса в аранжировке всегда считалась очень важным элементом в общем звучании композиции не зависимо от стиля музыки. Современные способы создания партий баса в MIDI-аранжировке довльно разнообразны и каждый стиль музыки имеет свои эффективные методы. В последние годы появились удивительные программные инструменты, которые сразу получили широкое распространение в профессиональной среде. О методах и средствах создания партии баса читайте в этой статье.

Функционально бас несет гармонический фундамент, на котором "висят" аккордовые звуки, надстройки и альтерации. В современной электронной музыке, как впрочем и в джазе и роке, бас несет и ритмическую функцию, внося в музыку движение, своеобразную пульсацию. В настоящее время в танцевальной музыке ритм-секция (ударные с басом) решает как минимум половину задачи. Многие аранжировщики говорят, что если найден интересный грув (ритмический рисунок ритм-секции), то композиция имеет почти 90% успеха. Ведь очевидно, что в настоящее время вектор развития музыки направлен в ритмическое направление. И наконец, функция баса в аранжировке это заполнение нижнечастотного спектра, который давит на слушателя мощной энергией и придает музыке дополнительное эмоциональное воздействие.
Анализируя способы создания партии бас-гитары в аранжировке, становится понятно, что в каждом стиле музыки есть свои правила, не писанные законы, которые выработались естественным путем и которые не всегда можно игнорировать. Так, например, программировать MIDI-бас-гитару в джазовой композиции, имитируя игру "живого" музыканта, является не лучшим решением (мягко сказать), как впрочем и прописывать "живой" контрабас для музыки в стиле дискотечного рейва. На эту тему можно написать отдельную статью, но все же в данном материале мы не будем касаться таких категорий как стилистика, вкус и т.д. Это дело сугубо творческое хотя именно "неправильные" действия, которые считаются непринятыми или даже неграмотными (как запись контрабаса в рейве) становятся в основе нового стиля. В данной статье остановимся только на чисто технических вопросах, которые аранжировщики могут использовать при создании композиции.
В целом партию бас-гитары можно создать тремя основными способами.
1. Запись живого музыканта, в которой бас-гитарист проигрывает партию на музыкальных инструментах (в основном на бас-гитарах разных типов, а также контрабасе).
2. Программирование партии баса при помощи MIDI-инструментов. Это могут быть клавишные MIDI-контроллеры, гитарные синтезаторы, с использованием различных синтезаторных или семплерных звуков (как на программных инструментах так и выносных).
3. Создание партий баса при помощи семплов (специальных басовых лупов), при которой партия баса составляется из заранее записанных отрезков. К этой же категории можно отнести и создание партий при помощи заранее запрограммированных секвенций/паттернов, арпеджиаторов и т.д.

Все три вида создания партии баса существуют и активно развиваются. В настоящее время в музыке происходит смешение стилей и это дает аранжировщику возможность использовать в одной композиции разные способы создания баса. Так, например, первая часть песни прописывается импровизационно живым музыкантом, а в припеве вступает секвенсор с аналоговым звуком... Еще более интересные приемы, к примеру, когда MIDI-бас несет функцию суб-баса, а уже "живой" бас-гитарист добавляет импровизационные "фишки", расшатывая строгий ритм. Звучание двух басовых партий в аранжировке уже не редкость.
В начале подробного анализа способов создания баса хотелось бы отметить, что современные технологии звукозаписи намного упростили ситуацию записи/программирования этой партии. В отличии от других инструментов (например, ударных), а также голоса партию баса приличного качества можно создать в домашних условиях на относительно недорогом оборудовании. Исключением являются акустические бас-гитары, конрабасы, тубы и т.д., которым нужно специальное помещение, дорогие микрофоны, преампы, и желательно аналоговая лента. Конечно, есть (еще остались) бескомпромисные бас-гитаристы, которые прописывают бас при помощи усилителя-микрофона, вполне обоснованно считая, что при этом бас-гитара звучит лучше.

I Запись живого бас-гитариста
Как вы понимаете, бас-гитара, записанная живым музыкантом, в некторых случаях (в стилях от блюза до джаз-рока) является самым лучшим решением. Многие аранжировщики считают, что партию ударных (сделанных на лупах) можно расшевелить только "живым" басом, который придает ритм-секции дополнительное движение. Кроме этого, преимуществом таких партий является то, что этот "человеческий" бас не надоедает, т.е. не вызавает привыкания у слушателя. Это происходит по причине того, что каждая нота сыгранная на "живом" басе, является уникальной информационной частицей. Ведь бас-гитарист не может играть как запрограммированный робот, он извлекает звук, делая динамические, ритмические, звуковысотные отклонения. Проще говоря, он делает незначительные ошибки, которые и называются человеческим фактором. Однако эти ошибки находятся в некоторой зоне, выход же за которою считают уже "лажей"... Кроме этого, бас-гитарист прописывает партию эмоционально и эта эмоциональность слышна на "пленке" и чувствуется на подсознательном уровне. И еще один веский аргумент - высококлассный бас-гитарист может намного обогатить композицию техническими приемами, различными "фишками", которые не всегда могут прийти в голову аранжировщику-пианисту, не владеющего техникой игры на бас-гитаре. Иногда даже достаточно указать бас-гитаристу гармонию и примерный стиль для того, чтобы музыкант сам понял как и что надо делать. Более свободная игра бас-гитариста практически всегда плодотворно влияет на общую картину, если, конечно, бас-гитарист имеет определенный уровень и студийный опыт. Поэтому зачастую гораздо выгоднее оплатить работу бас-гитариста, чем несколько дней пытаться программировать бас, который в конечном итоге, проигрывает по всем параметрам игре хорошего музыканта. Тем более, что прописать бас-гитару в настоящее время можно даже на домашней компьютерной студии. Конечно, при этом запись будет производится в линию, без использования усилителя.

Для того, чтобы качественно записать бас-гитару, помимо квалификации музыканта, нужны следующие условия.
1. Профессиональные инструменты. Как вы понимаете дешевая бас-гитара , предназначенная для изучения постановки рук, разучивания аппликатур гамм и т.д. не может быть использована для серьезной студийной работы. Естественно, что чем лучше инструмент, тем, как правило, лучшего результата можно добиться на записи.
2. Преамп. Для записи в линию сигнал бас-гитары необходимо пропустить через преамп. Можно использовать сугубо басовые преампы, например, взять выход из предварительного усилителя басового аппарата (многие профессиональные басовые усилители и комбо имеют выход на микшер для записи.), или использовать выносной специальный прибор. Но можно использовать и аналоговые вокально/инструментальные процессоры-преампы, в которых помимо предварительного усилителя может иметься ряд полезных устройств, как компрессор, эквалайзер, гейт и т.д. Особенно полезен аналоговый компрессор, без которого трудно сделать высококачественную запись бас-гитары, особенно на цифровые носители. Выбор преампов в настоящее время очень велик ценовая категория которых очень широка - от сотни долларов, до нескольких тысяч. Как правило, хорошая бас-гитара в хороших руках звучит прилично даже в недорогой аналоговый преамп.
3. Качественная звуковая карта (АЦП). Конечно, звук любого инструмента зависит от звуковой платы. Однако бас-гитара не так требовательна к ней. Любая современная звуковая плата профессионального уровня (конечно не рассматриваются бытовые звуковые карты) вполне устроит достаточно серьезного аранжировщика и продюсера. Хотя, многие считают, что бас-гитару целесообразнее прописывать на пленку, и только потом оцифровывать, "вводить" ее в компьютер. С этим трудно не согласиться, лента дает дыхание и необъяснимую энергию. Если есть возможность, то все инструменты изначально лучше записывать на аналоговые носители.
4. Обработка звука. После того, как бас-гитара прописана, ее звук может быть обработан различными эффектами и плагинами. Здесь однозначных рецептов нет, каждый аранжировщик имеет свои представления о том как должен звучать бас. Последнее время некоторые аранжировщики используют VST-плагин Amplitube для придания бас-гитаре эффекта использования усилителя.

По своей функциональности это цифровой процессор физического моделирования различных звуков гитары, работающий на "железе" и операционной системе персонального компьютера. В этой программе уже есть пресеты для бас-гитары, но их можно создать и самому. Использование Amplitube эффективно при компьютерной записи на домашней студии, когда нужно "вытаскивать" , т.е. как-то улучшать партию. В остальных случаях если бас хорошо прописан изначально, то уже использовать этот плагин не столь эфективно. Зачастую он только портит звук. Что касается обработок, то с бас-гитарой увлекаться экспериментами не стоит. Есть смысл использовать компрессор, хорус, легкий перегруз (в некоторых современных стилях) и другие эффекты. Здесь надо помнить только одно правило "лучшее -враг хорошего". Эффектами можно так замылить партию баса, что она потеряется в общем контектсте аранжировки.
Хочется, конечно в двух словах остановиться на возможности записи бас-гитары через усилитель-кабинет-микрофон, т.е. классической студийной записи. Многие звукорежиссеры не любят применять этот способ, т.к. он требует гораздо больших усилий и затрат времени на отстройку при казалось бы не очень значительном выигрыше в звуке. Тем более, что при такой записи нужно иметь очень качественныое басовое звукоусилительное оборудование и опыт работы. Конечно, гораздо легче бас-гитару подсоединить к хорошему ламповому преампу, повесить легкий компрессор и на пульте уже отстроить частотные характеристики. Во многих случаях (в поп-музыке) этого достаточно. Но все же запись через микрофон имеет множество мельчайших тонкостей. Послушайте сольные пьесы Виктора Вутена (Victor Wooten) и вы поймете, что усилитель помимо звука, передает какую-то трансцедентную атмосферу. Звук дышит, слышно движение воздуха, который "дует" динамик в микрофон. Хотя такая запись намного повышает запись в стоимости, все же при возможности надо стремиться идти именно по этому бескомпромиссному пути. Особенно это касается бас-гитаристов-солистов, т.е. где бас-гитарист лидер группы. Как же сделать запись через усилитель? Первое, это надо иметь помещение, т.е. профессиональную студию, где можно было бы не боясь играть громко. В домашних условиях такая запись просто невозможна. Второе, нужен качественный усилитель и кабинет (колонка), соответствующие бас-гитаре. Далее, требуется микрофон (или микрофоны), который передавал бы все тонкости звучания. Сигнал с микрофона должен быть усилен преампом... Далее, сигнал компрессируется и подается на пульт или сразу на звукозаписывающий носитель. Все оборудование, которое используется в этой цепи должно быть высокопрофесиональным, соответственно дорогим. Качественный провал в одном элементе, приводит к ухудшению звучания инструмента в целом, и компенсировать звучание плохого усилителя дорогим микрофоном, как вы понимаете, не удастся! Именно сложность отстройки, необходимость наличия дорогого оборудования и специального помещения, заставляет бас-гитаристов записывать бас в линию.

II Создание партии MIDI-баса
Программирование/запись партии MIDI-баса можно разделить на два слагаемых. Первое это непосредственно MIDI-данные, которые вводятся и сохраняются в секвенсоре. Проще говоря, это MIDI-ноты партии, которые можно создать многими способами (проигрывая на MIDI-контроллере или даже рисованием (графичиским способом) при помощи компьютерной мыши и т.д.). И второе, - подбор звуков.
Как было уже неоднократно отмечено, при программировании MIDI-партии необходимо четко представлять стиль музыки, каждый из которых имеет характерные закономерности. Зачастую, аранжировщики по разным причинам пытаются имитировать игру "живого" музыканта, программируя MIDI-бас-гитару. Для этого, конечно, надо хорошо представлять принципы игры на бас-гитаре, обогащая MIDI-бас такими гитарными элементами как глиссандо, слэп, вибрация/бэнды, флажолеты, перкуссивные эффекты и т.д. Для записи MIDI-партии бас-гитары эффективно использовать гитарный MIDI-контроллер или гитарный синтезатор, т.к. он более правдоподобно передает эти сугубо гитарные приемы игры, чем клавишный контроллер. Существует множество способов обогащения MIDI-баса, которые применяют аранжировщики. И чтобы их освоить надо постоянно анализировать игру бас-гитаристов, а лучше самому освоить, хотя бы на начальном уровне, технику игры на бас-гитаре.
Если непосредственное программирование партии баса является творческой категорией, то подбор звуков относится более к технической теме. Партия должна звучать, а для этого нужен звук, который бы гармонично вписывался в общую картину аранжировки. Иммитировать звучание бас-гитары, как любого "живого" инструмента сложно потому, что каждый динамический уровень имеет свой звуковой колорит. Проще говоря, когда бас-гитарист играет тихо, то звук баса не только становится меньшим по уровню громкости, но и изменяется по тембру звучания. Кстати, хочется обратить внимание, что динамические оттенки, которые делают при игре музыканты, это не простое уменьшение громкости фейдером на пульте. При тихом звукоизвлечении звук становится более матовым, мягким. Когда же бас-гитарист играет громко, делая сильную атаку звука, то бас-гитара звучит более резко, агрессивно, крикливо. Характер звука изменяется и громко/тихо ощущается даже на одном динамическом уровне (когда звук сильно закомпрессирован). Кроме этого, в звуке при сильной атаке появляются специфические призвуки, например, струна бьется об лады, при котором появляется лязг и т.д. Как видите, чтобы бас-гитара звучала правдоподобно нужно иметь большое количество звуков, которые бы отражали разные характерные нюансы звукоизвлечения и т.д. Вот в этом компоненте (наличие богатых библиотек звуков) в последние годы произошли серьезные изменения в лучшую сторону. У аранжировщиков появились потрясающие инструменты, семплерные библиотеки, новые VST-плагины, которые дают практически весь спектр басовых звуков. Наиболее распространенным в профессиональной среде является VST-плагин Trilogy компании Spectrosonic.

Данная фирма выпустила уже три потрясающих инструмента Stylus (ударные) и Atmosfera (различные пэды). Благодаря этим новинкам только средствами этих трех VST-плагинов можно создать очень качественную и современную аранжировку. В Trilogy собраны практически весь спектр басовых звуков от контрабасов до современных электронных. Особенно хороши звуки "живого" баса (имеютя различные типы и модели бас-гитар), а также контрабасов. Кратко хочется остановиться на этом плагине. Данная программа имеет библиотеку общим объемом 3 Гб, в которой после инсталяции хранятся все возможные звуки. Как было отмечено уровень звуков очень высок, по качеству звучания не вызывает этот плагин никаких сомнений. В секвенсорной программе пользователь назначает на трек VST-плагин и выбирает из библиотеки звук. И плагин полностью готов к работе. (Если на компьютере установлена непрофессиональная карта, то могут быть задержки при игре в реальном времени. Также требуется достаточное количество RAM компьютера.) Trilogy дает возможность пользователю не только использовать готовые звуки, но и их редактировать посредством специальных средств - резонансных фильтров, модуляторов и т.д.
Однако замечательная Trilogy является не единственной в своем роде. Так существуют семплерные библиотеки, которые не только не уступают, но во многих отношениях выигрывают. Наличие этих библиотек дает возможность максимально эффективно использовать программные семплеры, среди которых наиболее распространены - Halion, EXS24, Kontakt.

Конечно, на основе этих библиотек аранжировщик может сам создавать свои оригинальные звуки.
Кроме этого, в современной электронной музыке очень эффективно применение псевдоаналоговых программных синтезаторов. Сегодня их выпущено достаточно много и тенденция развития этих инструментов направлена резко вверх. Аппаратные средства, т.е. быстродействие даже домашних компьютеров и возможности современных недорогих звуковых карт, позволяют использовать эти инструменты без особых ограничений. Пользователи Logic Audio хорошо знают аудио инструменты ES1 и более современный ES2, которые имеют хорошие пресеты басовых звуков, особенно для современной электронной музыки.

Конечно, использование "железных" устройств для подбора басовых звуков еще более обогатит звучание композиции, т.к. выносные синтезаторы в ряде случаев звучат лучше программных собратьев (хотя многие так не считают).
Итак, при создании партии MIDI-баса (с технической точки зрения) надо в первую очередь иметь звуковой материал, т.е. инструменты и звуковые библиотеки. Конечно, можно делать аранжировки на звуках дешевой звуковой карты и уже потом подбирать необходимые звуки. Однако такой способ в настоящее время не очень эффективен, можно сказать устарел. Ведь сам звук, т.е. его внутренняя структура порой дает аранжировщику интересную идею или исполнительские приемы. Поэтому программировать/записывать MIDI-партии лучше уже на готовых звуках. Это сразу дает картину звучания в целом.

III Конструирование партии при помощи семплов.
Существует еще один способ создания партии баса, который эффективен в современной танцевальной музыке. Это конструирование партии при помощи семплов и готовых секвенций. Слово конструирование подходит как нельзя лучше, ведь аранжировщик не играет звуками баса, а использует уже готовые заготовки, подставляя их в нужное место. На первый взгляд это кажется примитивным способом, но все же он существует и иногда не просто дает хорошие результаты, но и становится незаменимым.
Программирование при помощи семплов-лупов, игры живого бас-гитариста ограничевается только библиотеками (количеством семплов). В отличии от барабанных лупов с бас-гитарой дела посложнее. Ведь помимо ритмических задач бас-гитара имеет звуковысотные характеристики. Представте какое количество библиотек нужно только для одного стиля в одном темпе, когда существует 12 тональностей! Хотя сейчас можно программными средствами менять тональности без эффекта "буратино", все же это не происходит без потерь в качестве звука. Поэтому данный способ может применяться только, например, когда найден интересный грув на основе какого-либо басового лупа. И соответственно вся композиция будет "вертеться" на этом остинатном рифе. Создать полноценную партию при помощи басовых семплов можно будет вероятно в далеком будущем, когда будут созданы такие средства как "виртуальный бас-гитарист" и когда будет накоплен запас библиотек. И то эти инструменты никогда не перекроют потребности аранжировщиков, тем более фантазию бас-гитаристов.
Для любителей такого рода программирования есть отличный инструмент программа ACID (4.0), в которой можно менять тональность партии без изменения темпа.

Существуют даже специальные басовые лупы-секвенции (в основном для танцевальных стилей), которые могут дать вполне приличный результат. Пользователю нужно только выбрать темп композиции, остальное сделает программа - подгонит все лупы к данному темпу. Если необходимо изменить тональность или функцию, то это можно сделать в течении нескольких секунд - выделив необходимый отрезок необходимо просто нажать на клавише + для повышения тональности на пол-тона, соответственно - для понижения тональности звучания семпла. Однако, как было отмечено, такие операции не проходят для файла бесследно...
Более эффективно программирование партий баса при помощи секвенций, которые создают арпеджиаторы и другие специальные инструменты. Такие партии, основанные на повторяющихся моделях, придают музыке роботность, абсолютную ровность, что характерно для танцевальных стилей. Так, например, можно создавать патии баса при помощи арпеджиатора VST-плагина Novation.

При этом аранжировщик может просто мышью рисовать в редакторе секвенсорной программы необходимые ноты (аккорды), остальное сыграет Novation. Зачастую можно получить неплохие результаты. Существуют и другие программы, которые позволяют на одну MIDI-ноту назначить секвенцию, которая будет меняться в определенном ладу при смене MIDI-нот. Данное программирование партий основано на отборе партий (нравится - не нравится) и не имеет уже каких-то музыкально-технических принципов. Хотя, повторюсь, в некоторых стилях современной танцевальной музыки такое программирование музыки при творческом подходе дает неплохой результат.

* * *

Итак, в обзорной форме мы рассмотрели практически все основные способы создания партии баса в MIDI-аранжировке. Как вы понимаете, в настоящее время форм игры/программирования музыкальный опыт накопил великое множество. Аранжировщики выбирают тот способ создания партии, который диктует сама музыка. То есть создавать партию следует исходя из музыкальных задач. Конечно, когда аранжировщик имеет возможность использовать все способы программировани/игры баса, он невольно начнет экспериментировать и пытаться соединить казалось бы несоединимое. Эти эксперименты иногда дают интерсные результаты. Хотя, конечно, живое исполнительство, игра высококлассного бас-гитариста всегда будет цениться выше любых технических новшеств...


Текст Дмитрия Малолетова