Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Микрофоны для гитаристов

На протяжении многих лет, изучая вопросы формирования звука, приходишь к выводу, что в формировании звука электрогитары нет мелочей. Каждый элемент, каждое слагаемое суммы под названием «звук гитары» это целый мир тонкостей и секретов. Гитаристы, в силу профессиональной деятельности, просто вынуждены изучать многие технические вопросы, которые, быть может, в большей степени относятся к области звукорежессуры. Казалось бы, при наличии качественного инструмента, усилителя, приборов обработки, да все это и в хороших руках, в конечном итоге, такой комплекс должен гарантировать получение качественного звука. И в целом из гитарного усилителя получить звук при нашем насыщенном рынке музыкального оборудования стало вполне возможно. Но что же мы слышим на записи или на концертах? Гитаристы не всегда способны донести все нюансы звука гитары в зал (или на «ленту») по причинам, которые уже, собственно, и не зависят от гитариста – несоответствующий микрофон, микшерский пульт, некомпетентный звукорежиссер, некачественная или не отстроенная оконечная аппаратура и т.д. И если раньше российские гитаристы в основном занимались сборкой цепи гитарного звука – инструмент, усилитель, обработка, то в настоящий момент наступает время, когда этот результат надо в наилучшем виде донести до слушателя. А для этого необходимо добиваться того, чтобы все оборудование соответствовало единому критерию качества.
Гитарный усилитель, а именно кабинет (колонка с динамиками) для электрогитариста является как бы продолжением инструмента, это акустическая «дека» его гитары. Снятие звука микрофоном электрогитарного сигнала из усилителя, как и любого акустического инструмента, является задачей достаточно тонкой и, как показывает практика, очень непростой. Этот важнейший элемент, от которого зависит звучание гитары, зачастую незаслуженно упускают из вида многие гитаристы, отдавая этот элемент на «волю божью», а что хуже, не совсем трезвому звукорежиссеру ночного клуба.
Быть может только студийные звукорежиссеры серьезно работают над проблемой записи электрогитары с усилителя. В настоящее время в российских студиях есть специалисты, которые могут хорошо прописать гитару. Но все же несомненно, что гитарный звук должен быть полностью в компетенции гитариста. И вся цепь сигнала до пульта должна быть тщательно подобрана. Это касается как инструмента с усилителем, специальной обработки, так и микрофона с преампом, недостаток которых может испортить все усилия гитариста получить желаемый звук.
На концертных площадках, особенно в музыкальных клубах, отношение к озвучиванию гитарного комбо усилителя еще более прозаичное. Ставят какой-то микрофон (как правило, самый плохой из имеющихся в наличии) в район, где должны быть динамики и подают сигнал на пульт. И часто приходится слышать, что концерт имеет свои издержки и не стоит здесь требовать звучания пластинки… И при таком подходе невольно вспоминаешь звучание своего первого школьного ансамбля, который практически не уступает нынешнему состоянию звука, хотя наступили вроде как новые времена… В результате - полная неудовлетворенность от работы, от музыки, которую играешь.
В проблемах снятия звука микрофоном надо решить три задачи. Первая, самая главная, это подобрать наилучший микрофон, который должен передать все мельчайшие тонкости звука. Второе, это найти такое положение микрофона, при котором достигается нужная краска звука. Как вы понимаете, от положения микрофона очень зависит звуковая картина. И последний шаг, это донести сигнал из микрофона до пульта. Естественно для наилучшего звука надо использовать качественный выносной преамп.
Традиционный способ снятия гитарного звука это использование динамического микрофона, установленного близко к динамику (в основном в область центра). Классическим микрофоном для этих целей всегда был легендарный Shure SM-57, который использовали многие рок-гитаристы в прошлые годы. Секрет этого микрофона был в том, что он при сильном давлении из динамиков давал своеобразную компрессию звука. Кроме этого, он «обрезал» неприятные низкие частоты. В результате данный микрофон с функциями компрессора и эквалайзера при сильном давлении давал хороший звук. При записи гитары в студии, помимо динамических часто использовали студийные конденсаторные микрофоны, которые в отличии от динамических передавали на «ленту» более мелкие нюансы гитарного звука, а главное энергию, сам «ветер» идущий из динамиков. Однако использование конденсаторных микрофонов на сцене, во время концертов для многих гитаристов было делом довольно проблематичным. Конденсаторные микрофоны более чувствительны к посторонним шумам, кроме этого данные микрофоны достаточно дороги и конструктивно более хрупкие. Главная проблема использования на сцене студийных микрофонов была в том, что они в силу конструктивных особенностей они были чрезвычайно нежны к тому напору звука, который шел из гитарного усилителя. Поэтому их приходилось устанавливать от гитарного кабинета на значительном расстоянии. Это вполне нормально в студии, когда все инструменты звучат изолированно друг от друга, но на сцене в гитарный микрофон при таком положении попадал практически весь оркестр. Этот фактор значительно портил картину звука и стал сильным препятствием для использования студийных микрофонов на сцене.
Последние годы в вопросах подбора микрофонов для гитаристов наметились значительные подвижки. С одной стороны многие фирмы, специализирующиеся на разработке и производстве микрофонов, предлагают все новые и новые решения этой задачи. Сейчас разработчики предлагают специальные микрофоны для озвучивания гитарных комбоусилителей. С другой – гитаристы хотят найти наиболее качественный, индивидуальный подход к озвучиванию гитары, соответствующий современному состоянию музыкальной промышленности. И многие гитаристы стремятся использовать именно конденсаторные микрофоны как в студии и, что очень важно, и на сцене. Они дают более качественный и полный звук относительно динамических микрофонов.
Изучая вопросы подбора микрофона, гитаристы в первую очередь пытаются узнать о том, как эту проблему решают известные гитаристы. Причем не столько в студии, сколько на концертах. Опыт мировых лидеров очень полезен, т.к. наверное не стоит изобретать «велосипед». Сегодня узнать используемое оборудование мировых звезд гитары не представляет особого труда. Результаты изучения вопросов использования микрофонов оказались лично для меня удивительными. Выяснилось, что огромное количество известных гитаристов для снятия звука гитарного звука с кабинетов в самых разных условиях используют конденсаторный микрофон AT4050/CM5 японской фирмы Audio-Technica. Если перечислять все имена гитаристов, которые используют этот микрофон в студии и, что более впечатляюще, на сцене в гастрольных турах, то это займет наверное не один десяток страниц. Среди них гитаристы групп AC/DC, U-2, Ozzy Osborn, Metallica, Aerosmith, Larry Carlton и т.д. Это, честно говоря, напоминает какую-то эпидемию! Не думаю, что такая картина сложилась исключительно благодаря грамотной рекламной политики фирмы Audio-Technica. Скорее всего, секрет здесь в том, что слухи о наиболее эффективном оборудовании в музыкальных кругах разлетается достаточно быстро, т.к. известные музыканты, звукорежиссеры, продюсеры имеют тесные контакты, изучают опыт друг друга и берут на вооружение все лучшее.
Что примечательно, как раз в то время, когда я изучал вопросы подбора микрофона для гитарного усилителя, на студии Юрия Антонова при моем участии (я играл на гитаре и делал демозаписи) маэстро тестировал студийные микрофоны на предмет наилучшей записи гитары. Все, кто знает Юрия Антонова и его подход к звуку понимают, что этот человек никогда не идет на компромиссы и авторитет его очень высок не только как композитора, но и как звукорежиссера и саундпродюсера. После длительного теста его выбор был однозначный – гитара с комбоусилителя звучит лучше именно с AT4050/CM5. И это стало последней каплей к тому, чтобы поделиться этим «секретом» с российскими гитаристами на страницах авторитетного журнала IN/OUT.
Итак, AT4050/CM5 – студийный конденсаторный микрофон в настоящее время наиболее распространенная модель в гитарных кругах всего мира. Что же в этом микрофоне особенного? По какой причине гитаристы используют именно эту модель, при том, что существует множество других фирм производителей профессиональных микрофонов?

* * *

Конденсаторный микрофон при появлении на свет позиционировался как прямая альтернатива очень распространенному студийному микрофону Neumann U 87.

AT4050/CM5 имеет большой капсюль, три диаграммы направленности (кардиода, восьмерка и круг), обрезной фильтр низких частот (частота среза 80 Гц, крутизна 12 дБ/октава), аттенюатор на – 10 дБ. Работает от фантомного питания. В отличие от Neumann U 87/89 AT4050/CM5 имеет особо стойкую мембрану к звуковому давлению (159 дБ). В результате этого, область применения данного микрофона существенно расширилась. Им стали озвучивать не только голос, но и гитарный комбо, барабаны (малый, томы, а также верхний общий план), акустические гитары, ансамбли. При подготовке статьи я изучил подробно многочисленные сравнительные тесты студийных микрофонов данного класса. И AT4050/CM5 без сомнения является самым разноплановым микрофоном, который с успехом может выполнять множество самых различных задач, как в студии, так и на сцене. Универсальность микрофона, благодаря необычайным характеристикам мембраны, - главный козырь AT4050/CM5. Однако нас интересует именно использование микрофона для снятия звука с гитарного усилителя.
При использовании данного микрофона что бросилось в уши сразу это звучание каждой струны, каждой ноты в аккорде. Благодаря этому в гитарной фактуре заметно усилилась слышимость голосов полифонии. Для многих гитаристов, которые играют сольно (аккордовой техникой) это острая проблема. Конечно, во многом это зависит от инструмента и усилителя, но, как выяснилось, большой процент зависит и от микрофона. При использовании моего старого динамического микрофона SM 57, который был проверен в «боях», аккорды звучат как единая некая монолитная масса. Для соло, тем более на дисторшне это нормально. Однако записать пьесу сыгранную техникой TouchStyle, при которой линия баса, аккордового аккомпанемента и соло идут из одного динамика, очень проблематично. Появляется какой-то гул, все смешивается в «кашу». При использовании AT4050/CM5 резко заметна разница. И отличие отчетливо видишь в сравнении, когда вдруг из этого общего «раствора» звука выделяются детали – отдельно каждая нота, каждая партия фактуры. С AT4050/CM5 картина звука иная и на соло, на дисторшне. Микрофон передает мельчайшие тонкости гитары и, что свойственно конденсаторным микрофонам, ощущается воздух от динамиков. Этот «ветер» на записи дает ощущение бешеной энергии, какого-то сверхзвукового полета. Любая громкость усилителя этот микрофон не пугает. Никаких искажений даже при максимальном звуковом давлении. При использовании еще больших мощностей (мой усилитель только 50 Ватт) можно понизить чувствительность на 10дБ. Быть может это один из основных факторов выбора данного микрофона гитаристами – AT4050/CM5 не дает искажений при больших мощностях, при сильном звуковом давлении и работает ровно во всем диапозоне частот. А ведь именно на больших мощностях усилитель и кабинет (как говорится, динамики начинают «качать») дает наилучший звук гитары.
Данный микрофон очень хорошо зарекомендовал себя и при записи акустической гитары, как нейлона, так и инструмента с металлическими струнами. По отзывам гитаристов это очень честный микрофон, который не окрашивая звук передает реальную звуковую картину. Хотя для записи акустической гитары многие гитаристы, в частности Ларри Карлтон, используют более дорогой ламповый микрофон AT4060, который является самым крутым студийным микрофоном в линейке микрофонов Audio-Technica. Однако для снятия звука с колонок гитарного комбо этот легендарный гитарист использует все тот же AT4050/CM5.
Теперь из студии переместимся на концертную площадку. Очень важно получить эффект от использования этого микрофона именно на сцене. Благодаря тому, что микрофон выдерживает любое давление, его можно устанавливать вплотную к гитарному кабинету и уменьшить чувствительность на входе. В результате этого резко уменьшается попадание посторонних шумов, которые сравнимы с уровнем проникновения посторонних шумов улавливаемых динамическими микрофонами. Это именно то, что отличает данный микрофон от других студийных конденсаторных микрофонов.
Для того, чтобы добиться наилучшего результата, используя AT4050/CM5, в цепи до микшерского пульта целесообразно использовать выносной преамп. В настоящее время на рынке музыкального оборудования существует огромный выбор подобного оборудования от десятков до нескольких тысяч долларов. Использование выносного преампа, (который как вы понимаете должен иметь фантомное питание), очень эффективно. Данное оборудование заметно утепляет и делает звук более конкретным.

На пульт приходит звук, который по сути уже не требует дополнительной коррекции, и это очень важно, так как в этом случае гитарист в меньшей мере зависит от звукорежиссера и от местной аппаратуры. Естественно, что преамп желательно использовать примерно той ценовой категории, к которой принадлежит микрофон и гитарное оборудование. И это вечное правило работает не только для студийных целей, но и для сцены.
Конечно, многие гитаристы могут высказать мнение, что такой подход к снятию звука с гитарного усилителя непомерно дорог. Одно дело динамический микрофон за 100$ и в пульт, другое использовать AT4050/CM5 стоимостью около 900$ с преампом той же ценовой категории. Получается, что только снятие звука гитаристу обойдется по цене равной (даже быть может больше) профессионального гитарного усилителя. Конечно это так – получить качественный звук гитары дело очень дорогое. Однако для тех гитаристов, для которых звук инструмента является главным приоритетом в жизни это в настоящее время вполне доступная цена. Тем более, что весть этот комплекс (микрофон-преамп) можно использовать и в других немаловажных целях: в домашней компьютерной студии, а также в профессиональной студии, отдавая выверенный, проверенный готовый звук на пульт звукорежиссера. И надо не забывать, что приобретается все это на очень долгие годы, так как такое оборудование не только не падает в цене, но и со временем становится раритетной классикой.
Тем не менее, для тех, кто не готов к таким затратам в линейке микрофонов Audio-Technica есть более недорогие модели, которые в плане озвучивания электрогитары лишь незначительно уступают флагману AT4050/CM5.
Так, например модель AT4047 для многих гитаристов может стать хорошей альтернативой. Отличается данный микрофон от AT4050/CM5 в основном только тем, что имеет только одну кардиоидную диаграмму направленности, которая, собственно, и используется при снятии звука с гитарного усилителя. Если вы не собираетесь использовать микрофон для записи групп музыкантов или одновременную запись голоса и гитары, то AT4047 может быть достойной заменой более старшей модели. Данный микрофон также используют многие известные гитаристы как на студии, так и в турах.
Еще более малобюджетным вариантом использования конденсаторного микрофона для гитары является микрофон AE3000, который изначально разрабатывался как концертный инструментальный микрофон.

Несмотря на свои размеры (кстати, это большой плюс для концертного применения) это полноценный конденсаторный микрофон, который мало чем уступает (в плане озвучивания гитары) более старшим моделям. Если область применения микрофона для гитариста ограничивается исключительно снятию звука с комбоусилителя на сцене AE3000 самый оптимальный выбор. Если сравнить звук гитары при использовании AE3000 и динамического микрофона, то вы услышите колоссальную разницу.

Выводы:
Итак, в данной статье мы познакомились с микрофонами, которые наилучшим образом зарекомендовали себя в студиях и на концертных площадках всего мира. Самым распространенным конденсаторным микрофоном в гитарной среде является AT4050/CM5. Благодаря своим характеристикам – устойчивости к звуковому давлению, работе без искажений на всем диапозоне частот и мощностей, надежности и качеству звука данный микрофон используют сотни мировых звезд гитары. Все российские гитаристы, которые стремятся качественно записать гитару, а также максимально приблизить концертное звучание гитары к студийному должны серьезно изучить вопросы подбора микрофона. Это очень важный элемент в озвучивании гитары, который может обогатить звуковую картину, либо значительно подпортить звучание. С микрофоном AT4050/CM5 ваша гитара будет звучать самым наилучшим образом. Более младшие модели при самых незначительных потерях относительно AT4050/CM5 также дадут качественный результат, несравнимый с традиционными динамическими микрофонами.

Текст Дмитрия Малолетова