Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Цифровые процессоры для бас-гитары.

Для многих рядовых слушателей бас-гитара ассоциируется с ансамблевым, чисто аккомпанирующим инструментом. Хотя еще в традиционном джазе контрабасу (и даже тубе в диксилендах) давали возможность поиграть пару квадратов соло, все же основная функция этого инструмента – ритмично «держать» гармонию. Но постепенно бас-гитаристы довели исполнительскую технику до таких высот, что стали записывать пластинки соло, где бас-гитара самодостаточно звучит без участия других инструментов. Эволюция исполнительских приемов, рост мастерства, развитие устройств обработки звука – все эти факторы превратили бас-гитаристов в полноценных солистов.

Традиционно звук бас-гитары формируют по принципу: инструмент – усилитель – микрофон/линия. Соответственно звук будет зависеть от качества самого инструмента, усилителя, кабинета и, конечно, рук музыканта. Сама схема звукоформирования бас-гитары не меняется уже пол века, развиваются только технологии производства басовых усилителей, динамиков, инструментов… Так как бас-гитара это по сути та же гитара, продвинутые бас-гитаристы стремились использовать различные гитарные «примочки» для расширения звуковой палитры инструмента. Так продолжалось до тех пор, пока в музыкальную индустрию стремительно не ворвались цифровые технологии. Бас-гитаристы наверное остались самым консервативным классом. Так «клавишники» уже забыли о звучании аналоговых синтезаторов, многие гитаристы также перешли на цифровые процессоры. Но что касается бас-гитары, то здесь музыканты не спешат променять свой ламповый усилитель на «мыльницу», съедающую, по их мнению, половину спектра звука баса.

Рассмотрим, к примеру схему подключения бас-гитары одного из самых выдающихся бас-гитаристов современности Виктора Вутена (Victor Lemonte Wooten).

Традиционно этот бас-гитарист – новатор использует инструменты Fodera. Кстати, гитары ему делает и наш соотечественник, один из лучших мастеров этой знаменитой фирмы – Вадим Медведь. Так как Виктор использует в концерте множество различных гитар, он использует для коммутации пульт Alesis Studio 12R mixer включенный в усилитель Ampeg SVT-4 Pro amplifier. В разрыв подключается Alesis MIDIVerb 4 и другие «примочки». Кабинеты используются той же фирмы Ampeg BXT-410HL и BXT-115HL. В целом схема довольно классическая, которая косвенно говорит о том, что весь звук у музыканта «в руках». На самом деле, слушая две последние пластинки, приходишь к выводу, что не все так просто. Как, например, он записывает сольную многоголосную композицию, где струны разбросаны по панораме? Это убеждает, что Виктор Вутен постоянно экспериментирует со звуком, ищет новые приемы и способы реализации своих творческих замыслов. Ни один бас-гитарист, который претендует на роль солиста, не может стоять в стороне от технического прогресса и полностью замкнуться только в инструменте и исполнительской технике. Ведь именно этот прогресс, рождая новое оборудование и технологии, предоставляет дополнительный инструментарий, на котором строится музыкальная ткань.


Цифровые технологии развиваются очень высокими темпами и дошли до уровня, который позволили цифровым процессорам если не конкурировать с аналоговой техникой, то входить как составной элемент в общую схему формирования звука бас-гитары. Я думаю, что не за горами то время, когда цифровая техника победит аналоговую. Самым большим преимуществом цифрового процессора относительно аналогового усилителя является то, что цифровое устройство изначально предназначено для подключения бас-гитары в линию. Хотя ламповые басовые усилители тоже неплохо звучат при таком включении, все же для лучшего аналогового звука целесообразно использовать кабинет и микрофон. Так, в домашней компьютерной студии, имея цифровой процессор, бас-гитарист может записывать качественные партии, не мешая жить соседям. Еще одним преимуществом «цифры» является расширение звуковой палитры за счет эффектов, причем управляемых в реальном времени. Эксперименты с эффектами дают свои плоды, в виде интересных «фишек», необычных звуковых находок, которые расширяют спектр выразительных средств инструмента. Таким образом, цифровой процессор, создавая такое удобство при формировании звука бас-гитары, становится вещью довольно полезной и перспективной. Помимо использования процессора в студии, цифровые устройства можно применять и на сцене, а также, что наиболее интересно, параллельно с аналоговой техникой.
В настоящее время на музыкальном рынке выделяются три процессора для бас-гитары, которые заслуживают самого пристального внимания - BASS POD фирмы Line6, BOSS GT-6B и революционная система для бас-гитары Roland V-BASS.

BASS POD


BASS POD фирмы Line6 включает в себя высококачественный предусилитель, процессор математического моделирования и процессор эффектов. Устройство предназначено для прямого подключения бас-гитары к устройствам записи (Direct Recording), микшерным пультам и системам звукоусиления. Использование метода математического моделирования A.I.R. Modeling позволяет имитировать различные модели комбо, кабинетов и микрофонов. Встроенный процессор эффектов обеспечивает обработку сигнала алгоритмами хоруса, флэнжера, фэйзера, дисторшна, октавера и других эффектов.
Компания Line6 хорошо известна гитаристам своими процессорами POD, которые в свое время в гитарном мире навели много шума. Но еще до этого, специалисты компании разрабатывали компьютерные плагины обработки звука. Свои высокотехнологичные алгоритмы разработчики применили в своих «железных» приборах, в том числе и в Bass POD - технологию математического моделирования, позволяющую максимально точно воспроизводить звучание традиционных басовых усилителей. Применяющийся в процессорах Line6 запатентованная система моделирования A.I.R. Modeling, воспроизводит характерные акустические свойства классических, в том числе и раритетных громкоговорителей и микрофонов. Разумеется, BASS POD можно использовать не только в качестве замены, но и в дополнении к имеющимся комбо и усилителям. BASS POD предназначен для так называемого прямого подключения, при котором сигнал с выхода прибора поступает непосредственно на вход записывающего устройства или усилителя. В BASS POD предусмотрена расширенная поддержка MIDI –функций. При помощи программы Sound Diver компании Emagic (входит в комплект поставки), можно также управлять всеми параметрами прибора, а также загружать новые пользовательские пресеты с сайта компании Line, библиотека которых (Tone Transfer Web Library), находится в разделе The Lup. Библиотека постоянно пополняется новыми пресетами, которые создают не только профессиональные музыканты, но и любители. В BASS POD предусмотрена расширенная поддержка MIDI-функций, в т. ч. управление всеми параметрами в реальном времени. При подключении напольных контроллеров, которые подходят для всех изделий Line6 (FLOORBOARD, FB4), осуществляется полное дистанционное управление и доступ к некоторым дополнительным функциям: быстрый доступ ко всем пресетам, хроматический тюнер, включение/выключение всех эффектов. При помощи устройства POD MOUNT (опция) прибор BASS POD можно закрепить на микрофонной или любой другой вертикальной стойке.
Помимо напольного варианта процессора, компания Line6 выпускает и рэковые устройства BASS POD PRO.
BASS POD PRO – студийная модификация популярного гитарного процессора BASS POD. Прибор функционально очень похож на BASS POD. В нём также используются технологические решения для достоверного моделирования звука классических бас-гитарных усилителей и кабинетов. BASS POD PRO обладает дополнительными функциями, необходимыми для эффективной работы в профессиональной студии. Основным отличием BASS POD PRO является применение 24-битовых аналогово-цифровых преобразователей с цифровыми выходами форматов AES/EBU и S/PDIF (дискретизации 44,1 и 48 кГц ), что существенно повышает качество звука при записи. Для синхронизации с внешними устройствами имеется вход WordClock. Кроме того, в BASS POD PRO добавлены линейный вход, выходы с разъемами XLR и разрыв для подключения внешних процессоров обработки. Функционально POD PRO идентичен POD 2.0, включая MIDI-управление, возможность загрузки новых пресетов с сайта компании Line6, мощный процессор эффектов, возможность подключения контроллера FLOOR BOARD.
Как и гитарный собрат, басовый процессор имеет достаточно хорошее звучание и очень удобен для домашней звукозаписи.


BOSS GT-6B


Процессор мультиэффектов BOSS GT-6B является самой последней разработкой этой авторитетной фирмы, которая на протяжении 30 лет работает над созданием устройств для гитары. Однако для бас-гитары серьезное профессональное устройство разработчики BOSS сделали только в этом году и представили его на зимней сессии NAMM 2002. BOSS GT-6B представляет собой напольный контроллер, преамп, основанный на моделировании, мощнейший процессор эффектов, с управляемыми параметрами в реальном времени. Все это «упаковано» в единый корпус. 24-х битные преобразователи на входе и выходе, наличие цифрового выхода дают прекрасное качество звука, а также возможность запись партий бас-гитары по цифре. Бас-гитаристу достаточно соединить цифровой выход процессора с цифровым входом, например, звуковой карты и он получает саму оптимальную коммутацию, которая избавляет звучание бас-гитары от лишних конвертаций.
Процессор выполнен в очень удобном варианте, при котором для настройки параметров не нужно листать страницы меню; все делается при помощи потенциометров. Специально для этого устройства разработаны алгоритмы моделирования COSM Bass Amp Modeling, которые по утверждению разработчиков являются самыми прогрессивными на сегодняшний день. BOSS GT-6B моделирует практически все известные усилители и кабинеты. Так как бас-гитара в большинстве случаев требует качественной компресии, в процессор ввели 4 типа компрессоров, основанных на технологии COSM Compression. Кроме традиционных эффектов BOSS GT-6B имеет ряд интересных эффектов типа «Loop», который семплирует и воспроизводит петли, а также очень интересным эффектом является "Auto Slap", который впервые введен в басовые устройства. Помимо традиционных звуков, с помощью BOSS GT-6B бас-гитарист может создавать оригинальные звуки синтезаторного типа, которые расширяют звуковой спектр инструмента. Разработчики позаботились о том, чтобы бас-гитарист мог использовать и аналоговый усилитель, параллельно включенный в цепь. Для этого в процессоре введен «true analog bypass», благодаря которому есть возможность посылать из процессора необработанный аналоговый звук бас-гитары на усилитель.
В целом, данный процессор производит очень приятное впечатление.


Roland V-Bass


V-Bass – новейшая цифровая система для бас-гитары, которая на сегодняшний день имеет такие функции, которые недоступны другим процессорам. Впервые система была продемонстрирована на NAMM 2002 и, судя по отзывам, является совершенно революционным устройством для басистов. Функционально V-Bass близок к виртуальной гитарной системе Roland VG-88, которая является вершиной в развитии гитарных процессоров. В отличии от других процессоров для баса, моделирующих физические свойства различных усилителей, кабинетов, Roland V-Bass позволяет моделировать саму модель бас-гитары. Так, имея обычную электробас-гитару, программными средствами V-Bass ее можно превратить в акустический бас, безладовую бас-гитару, создавать звуки синтезаторного типа. По сути, бас-гитарист сам конструирует себе гитару (виртуальную гитару) и весь усилительный тракт – выбирает тип гитары, устанавливает звукосниматели, компрессирует, подбирает тип усилителя, микрофона.
В заключении всей цепи обрабатывает звук эффектами. Для того, чтобы иметь возможность моделировать типы инструментов, на бас-гитару должен быть установлен полифонический звукосниматель Roland GK-2B.
Этот датчик (иногда его называют MIDI-датчиком) можно установить на 4-х, 5-и и 6-ти струнный бас. Кроме этого, процессор V-Bass имеет и обычный аналоговый вход, правда в этом случае использовать специальные полифонические эффекты (моделировать гитары, панорамировать каждую струну в отдельности, транспонировать каждую струну в отдельности, не вращая колков гитары и т.д.) будет невозможно. Устройство настолько революционно, что описать все возможности этого устройства в рамках обзорной статьи довольно сложно.
В соединении Roland V-Bass и аналогового усилителя бас-гитарист получает практически весь звуковой спектр современной бас-гитары и даже больше.


В заключении статьи хочется отметить, что развитие музыки тесно связано с развитием музыкальных инструментов и оборудования. Новые технологии, новые звуки неминуемо воплотятся в жизнь в виде новых музыкальных идей, стилей, направлений. Теперь, с новейшим цифровым оборудованием бас-гитара окончательно обретает статус полноценного солирующего инструмента.

автор Д. Малолетов