Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Привет «Малыш»! Давай знакомиться!

Дмитрий Малолетов


Часть первая


Предисловие ко второй редакции.

Первая часть статьи посвящена, собственно, не обзору усилителя, не описанию его характеристик, здесь не будет демо-треков и других материалов. Данный материал я изложил для того, чтобы очень подробно объяснить назначение этого аппарата, т.е. показать для чего он нужен и что он даст музыканту в дальнейшей гитарной жизни. Всем, кому это не интересно, кто считает, что он все знает и все понимает в гитарном звуке, большая просьба не читать эту вводную статью и не разводить флуд на форумах..

Статья адресована тем, кто сомневается, ищет, хочет изучить мировой опыт гитаристов и на его основе встать в обучении игры на гитаре на правильный путь. Материал написан для тех, кто начинает свой творческий путь.


Впервые увидев этот усилитель в голову невольно пришла мысль «какая прелесть!» Это просто маленький красавчик, который хочется поставить на видное место и просто на него смотреть. Уж извините за сентиментальность, но мне почему то очень нравится смотреть на горящие лампы, на черный прибор, с ручками и переключателями, отдающий в дизайне чем-то таким основательным, настоящим, пришедшим из далека. Особенно на фоне современных розовеньких и блестящих смешных мыльниц, гитарных приборов новой эпохи, больше напоминающих елочные игрушки.

 

Кирилл Остапов, производитель и разработчик данного усилителя, его позиционировал как «аппарат для домашних занятий». И тема эта очень актуальна. Дело в том, что мы с Кириллом много говорили о том, что начинающие гитаристы делают серьезную ошибку в начале своего пути и потом, в определенный этап творчества, им приходится переосмысливать всю концепцию своей гитарной жизни и начинать, по сути, все заново.

Особенно ярко это проявилось на конкурсе «Многоликая гитара 2008», когда подавляющее большинство гитаристов исполняли конкурсную программу через процессор «готовым сырым» звуком. На сцене было выставлено три усилителя, в том числе правильный ламповый аппарат Кирилла Остапова. Но нет!!! Рок-гитаристы, как один выносят на сцену свои «зумы» с 4-х секундными холлами и делеями, хорусами и фэйзерами, плюс к этом все это убито компрессором и вывернутом дисторшном на максимум. Дальше на этом одном звуке идет 7-ми минутное произведение. Я прекрасно понимал почему это происходит. Гитарист, готовясь к конкурсу, создает пресет на процессоре, дабы обезопасить себя от субъективных факторов. Это логично. Но в реальности это не работает, так как то что звучит хорошо дома, как правило, на концерте имеет совсем другую картину. Плюс к этому, процессоры более-менее, звучат в руках тех, кто имеет постоянный опыт игры в ламповый усилитель. И для них это некий компромиссный (халтурный вариант). Для тех гитаристов, у которых процессор – основной прибор в формировании звука, такой подход приводит к тому, что его выступление впечатление не производит, так как слушать эту музыкальную картину просто не хочется. Ее не принимает организм на уровне звуковых волн, в физическом смысле. И даже если там красивая мелодия, гармония, все равно это не спасает от «противности», которая идет в звуке. Было просто очень обидно смотреть на талантливого гитариста, который сочинил очень хорошую пьесу… Я сидел и думал: «Вот если бы он воткнул гитару в усилок, каждая его нота в пассаже была бы слышна, и в таком случае это создает впечатление бОльшей виртуозности. Гитара бы «скрипела» более музыкально и издавала бы звуки и давала бы энергию. Это тоже бы усилило восприятие! А так он все испортил и выделить его на фоне других трудно… Он слился с общей массой.»

Иногда хотелось просто подойти к гитаристу и выкинуть его процессор в окошко и дать ему за него денег, чтобы он купил хоть какой-нибудь усилитель и «УЧИЛСЯ ИГРАТЬ», а не гладить легатными приемами струны и прятаться за эффекты.

Но самое печальное было тогда, когда гитаристы, конкурсанты!!!!, на усилителе не знали назначение ручек. Втыкает процессор на вход, а там гейн на восьмерке, идут искажения его реверов из процессора и что делать он не знает. Включить чистый канал, убрать гейн, добавить громкости на оконечнике не может, так как, видимо усилитель видел только на картинке. Это гитарист, который пришел на конкурс!!! Кульминацией данного форума в этом плане стал случай отказа процессора у одного из конкурсантов. Играл он быстро и создавалось впечатление что на сцене почти виртуоз! Но что-то случилось и мы попросили его воткнуться в ламповый усилитель. И тут наступил момент истины. Вся его техника улетучилась. Гитарист попал не в свою тарелку. Играть без наруленного пресета просто не умеет, так как все его возякания без компрессора и максимального дистршна потеряли смысл. Гитара вся дребежжит, так как струны опущены настолько низко, что на некоторых ладах звука нет вообще, один дребезг. Усилитель это сразу выявил, а процессор дефект гитары прятал и превратил музыканта в профнепригодного музыканта, который должен учиться играть заново.

Эта концептуальная ошибка получается вследствие того, что в настоящий момент появилось много возможностей сформировать гитарный звук, т.е. получить звучание гитары при помощи различных звукоусилительных трактов. Традиционный способ это гитарный ламповый усилитель. В настоящее время 99% профессиональных гитаристов, имеющих известность формируют звук именно посредством лампового усилителя. Второй вариант – цифровой процессор эффектов, внутри которого гитарист создает виртуальный тракт. В маленькой коробочке, которая чуть больше пачки сигарет, производитель заявляет о наличии двух десятков виртуальных усилителей, кабинетов, микрофонов, плюс пол-сотни эффектов. Реклама выглядит очень заманчиво… И огромная армия гитаристов-любителей и многих других «искателей приключений» выстроилась в очередь за «последней разработкой чудо техники». Третий способ это современные цифровые усилители, в которых процессор, по сути, просто интегрирован в корпус комбоусилителя. Эти усилители комфортно звучат дома, но на концерте от них не остается ничего. И последний вариант – использование компьютера с соответствующими программами. Это тоже, можно сказать, процессорная линия создания звука, так как компьютер в этом случае выполняет роль обычного цифрового гитарного прибора.

При прямом сравнении процессора и усилителя создается впечатление, что процессор звучит лучше, так как звук там полностью обработанный, т.е. готовый. Играть легко, он прячет все, замыливая звук, удобнее в использовании, малый вес. Усилитель пыхтит и кашляет, требует хорошего звукоизвлечения. Притом вещь эта тяжелая, возникают сложности транспортировки и т.д. Многие выбирают процессоры и начинают на нем учиться играть. И с этой точки можно сказать человек пошел куда-то в сторону, не подозревая что ждет его в будущем.

Проблемы начинают осознаваться, когда этот гитарист, выучившийся скоростным пассажам, приходит на репетицию и начинает играть с барабанщиком. Играя на репетиционной базе в этом «шуме», он вдруг понимает, что вместо гитары звучит каша, что все те пассажи, которые он учил целый год превратились в какую-то невнятную массу, где понять что-то очень проблематично. По неопытности он думает, что вся причина в том, что барабанщик слишком громко играет. И чтобы услышать гитару, ее надо вывести на такой уровень громкости, что начинается граница болевого порога. Барабанщик в ответ говорит, что он не может играть тише, так как барабаны громкий инструмент и если по ним не бить, что звука, напора и той энергии, которая необходима в данном стиле, не получится. И он будет прав. Это джазок можно щеточками поиграть, а как сыграть «настоящий роГ?»

Естественно, на концерте произойдет все тоже самое. Звукорежиссер, вытаскивая «готовый» пресет, в определенный момент поймет, что при добавлении гитары в микс, кроме противной, жужжащей частоты ничего не слышно. Убирая эту частоту эквалайзером, (если еще он знает как им пользоваться), то пропадает и гитара. Вот звукорежиссер стоит перед выбором, или оставить гитару (противный зуд), или, по сути, убрать ее из микса вовсе. Зрители будут слушать это шум, такую музыкальную кашу, а музыканты на сцене, дабы «его было слышно» будут добавлять громкости, превратя «шоу» в неуправляемый процесс цепную реакцию добавления громкостей.
Дальше больше. На концерте можно многое списать и подумать, что причина всего этого в плохом клубном аппарате, в «глухом звукорежиссере», барабанщике, который лупит со всей силы и на сбивках вылетает на шестнадцатую вперед! Надо идти в студию! Вот там все встанет на свои места!

Ну что ж, пришел гитарист в студию, к опытному режиссеру. Воткнул свои «пресеты» и начался процесс отстройки уровней. Звукорежиссер, услышав «музычку» сразу скажет: «Товарищ гитарист! Выключите все ревера и делеи! И желательно отключите компрессор и все украшательства. Мне нужен только сухой сигнал.»
«Зачем? Мне так лучше, так комфортнее, я привык!» - подумает гитарист. Если начнется спор, то звукорежиссер популярно объяснит, что запись с эффектами совершенно не имеет смысла, так как все хвосты (ревера и делеи) будут мешать редакции (резки треков). Компрессор, все эффекты, мы будем добавляются уже на сведении. И у меня есть для этого компрессор за 4000$, два студийных «Лексикона» и «ТиСи 6000», которые просто сравнивать с твоими гитарными мыльницами не стоит». Получается, что на студи нужен только сухой необработанный сигнал. Именно он ложится «на ленту». И только потом накладываются эффекты, уже на стадии сведения. Для комфорта (если кто-то привык к «делеям») можно повесить «реверок» из софта при записи. Но процессорные эффекты даже и здесь не имеет применения. Конечно, бывают случаи что гитарист в какой-то партии пишет гитару уже с эффектом, найденным и входящим в гитарную фактуру, но это редко, в основном эти фишки вводят во второстепенные, «украшательские» партии.

Отключив все «ревера», оставаясь с сухим звуком, гитарист как бы возвращается в музыкальный магазин, где он сравнивал процессор и усилитель. И купил именно процессор. Но он, воткнутый в аппарат, заметно портит звук. Про линию, втыкаясь напрямую в пульт, и говорить нечего. Он сейчас (только сейчас) отчетливо слышит, что звук гораздо лучше когда гитара идет в хороший правильный усилитель с кабинетом, где еще и хороший динамик. Далее, он одевает наушники и осознает, что микрофоны, снимающие звук, пройдя через качественные студийные преампы, дают еще больший кайф – тот фирменный звук, который мы слышим на пластинках звезд.

Итак, прошла запись, гитарист идет домой и думает, «а зачем я купил процессор? На концерте он не звучит, так как все эффекты только замыливают звук и не дают пробиться ему через стену других инструментов. Эффекты если и стоит применять, то только в разрыв усилителя, да и то более эффективно это делать на пульте, после микрофона. На студии, он вообще не нужен, так как на сведении используются эффекты куда лучше.» Получается, что процессор в хозяйстве найдет себе применение, только в выездных «колхозных» концертах, дабы не напрягаться.

Но играть в усилитель, когда годами играл через «зум» больно уж становится страшно! Привычка играть «готовым» (лучше сказать псевдоготовым) звуком не дает покоя. Остаться один на один с усилителем трудно, так как он как хороший монитор дает картину твоего звука и показывает качество твоей гитары. И в этом зеркале, к сожалению, видишь не того парня кем хотелось бы быть. Начинаются психологические проблемы, перестройка, борьба, метания от процессора, к усилителю и обратно… И хорошо если гитарист поймет, осознает и примет волевое решение встать на правильный путь и начнет все заново, переломив психологию готовых пресетов…

Итак, выше мы рассмотрели вопросы преимущества усилителя в плане читаемости звука гитары в ансамбле. Гитара включенная в ламповый усилитель хорошо слышна в миксе. Есть вторая сторона – назовем это термином «контроль», который объединяет в себе много технических элементов, но главных из них два – звукозвлечение и работа с гейном.
Ламповый усилитель не звучит сам по себе. Он только усиливает сигнал от гитары. Конечно, он вносит свои оттенки, гармоники, краски, но они проявляются только тогда, когда ему подается сигнал. Сигнал идет от гитары, на которой играет человек. И здесь, остро встает вопрос кто играет и на чем. Для того, чтобы ламповый усилитель зазвучал нужны хорошие руки музыканта (умение контролировать звук) и желательно хороший инструмент.

Что имеется ввиду в понятии «контроль»? Дело в том, что техника игры и извлечение звука у электрогитариста зависит от усилительных систем. Динамик для электрогитариста это как дека для акустика. Гитарист извлекает звук (бьет по струнам) опираясь на то, что он слышит в ответ. Вся прелесть лампового усилителя в том, что при разной атаке струн он дает разные оттенки звука. Он отвечает на любое изменение. Это не только в плоскости «громко-тихо», но и по частотным координатам. Ударяешь тихо – мягкий низкий звук, матовый тембр. Можно играть аккордами, нет искажений. Чуть сильнее – появляется острота, появляется легкий перегрузик, который звучит очень музыкально. А ударяешь с силой – звук становится агрессивным, напористым, перегруз становится достаточно сильным. Всем этим богатством можно научиться управлять и посредством этого передавать эмоции.

Второе – разное сочетание громкости гитары (ручки громкости гитары) и входного гейна усилителя дает удивительное многообразие звуковой палитры гитары. Посмотрите внимательно как играет Джефф Бэк? Он постоянно работает с ручкой громкости гитары. Что он делает? Он вводит разнообразие. Каждая нота, каждая фраза получается разная и человек не устает это слушать. Если играть «через пресет», особенно цифровой, то звук вызывает привыкание моментально. Он в своей глубинной основе одинаков. Можно менять ноты, бегать по грифу пальцами вверх-вниз, но звук будет идти одинаковый. Слушатель в силу закона психоакустики, захочет очень скоро «поменять пластинку». И не надо обижаться на них, говоря, что «никто не понимает ничего кроме гоп-стоп». Винить надо себя, так как слушателю нужна информация, которой вы его лишили. Мозг не любит константы, ему нужна динамика.

Изменение гейна на усилителе, также вносит разнообразие. Плюс к этому гитаристы перед усилителем часто вставляют промежуточное звено, «примочки», изменяющие сигнал гитары на входе аппарата. (В обиходе их называют «грелками».) Это специальные педали, которые несколько искажают гитарный сигнал. И этот искаженный (каким-либо «овер драйвом») сигнал подается на усилитель. В результате соединения двух форм перегрузов, от педали и от усилителя, получается специфический звук. Причем он уникален, так как каждая гитара, с каждой «примочкой», с каждым усилителем звучит по-разному. А если учесть, что изменение положений ручек примочки, усилителя и гитары дают все новые комбинации, то получается, что гитарист имеет просто бесконечный набор звуковых форм. Как правило, каждый гитарист находит свои любимые положения ручек и так он находит «свой звук».

Становится очевидно, что научиться управлять ламповым усилителем (вернее гитарой через ламповый усилитель) можно только тогда, когда гитарист будет играть на этом ламповом усилителе. Причем не просто на ламповом, где якобы есть где-то в схеме лампы, а именно на настоящем правильном ламповом аппарате. Занимаясь на этом усилителе у гитариста вырабатываются навыки игры и контроля звука, как по динамике, так и по характеристикам гейна. Научиться играть гаммы можно и через процессор, даже на неподключенной гитаре. Снять соло Мальстина и выучить его и играть можно через компьютерный плагин-эмулятор. Но получить звучание на ламповом усилителе на концерте или в студии без долгой игры именно в эту систему не получится. Нужна адаптация и руки должны четко реагировать на изменение картины и контролировать ее. Поэтому наиважнейшим фактором обучения гитариста, особенно начального периода, когда закладываются базисные навыки, является наличие лампового усилителя. Гитара и ламповый усилитель есть неотделимые инструменты для обучения. Потом, с годами, находясь в поиске новых форм, гитарист может использовать и цифровые приборы, софт-эмуляторы или гибридные схемы. Но все это должно стоять на прочном фундаменте – лампового аппарата.

Заканчивая первую часть статьи хочется подвести итог. Я уверен, что многие мыслящие гитаристы, особенно те, кто имеет опыт концертной и студийной работы в той или иной степени уже пришли к пониманию важности занятий на ламповом усилителе. Повезло тому, кому попался хороший педагог, не только теоретик, но и концертный практик, знающий специфику работы и полноту проблематики данной профессии.

Поэтому ламповый усилитель для «домашних занятий», этот «малыш», созданный Кириллом Остаповым, прекрасная возможность встать на правильный путь и не пытаться поймать «золотую рыбку», которая превратит вас в гитарного героя. Есть только один путь – гитара и усилитель и пройдя его, вы будете готовы к любым экспериментам и выездным компромиссам. Чем хорошо этот усилитель, что он небольшого размера и, главное, собран по старой технологии навесного монтажа без печатных плат и (упаси боже) микросхем. Это настоящий ламповый аппарат и пусть вас не пугают его размеры. Главное что получает гитарист от этого аппарата - занимаясь на нем музыкант становится готов играть на более мощном ламповом усилителе без переучиваний и переподготовок. Ничего в руках (и голове) менять не потребуется, единственное отличие, которое существует между остаповским малышом и его более старшими моделями – громкость.

Получив усилитель на тест, включив его в своей студии, я был очень удивлен. В звуке я был уверен, так как хорошо знаю остаповский подход, все его изделия очень высокого качества, но мое удивление вызвали эти заявленные 4 Ватта мощности, которые для студийной комнаты оказались боле чем достаточными. Еще большее удивление вызвало качество звукозаписи, которое дает этот аппарат. Это невероятно! Он отлично звучит на записи! Во второй части статьи я хочу сделать демо-записи этого аппарата. Вы сами все услышите…

Послушать звучание аппарата можно здесь>>>