Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Чтобы дерево звучало…

Встреча с людьми, настоящими профессионалами своего дела всегда интересна. Ведь эти люди, которые всю жизнь отдают искусству, творчеству, работая по зову своего сердца, в процессе своей творческой жизни накапливают много знаний, как умственных, так и духовных. Сегодня мы встретимся с замечательным мастером Николаем Гусевым, одним из лучших гитарных мастеров России. Да, создать звучащую гитару – настоящее искусство, подлинное творчество! Как рождается это чудо, отчего зависит звук гитары, что нужно сделать для того, чтобы дерево и струны заставляли тревожить человеческую душу? Ответы на эти вопросы вы найдете в этой статье.

Николай Гусев начал заниматься гитарами с 1990 года. До этого с 11 лет играл на классической гитаре, выступал в жанре авторской песни на ведущих площадках страны. В 1986 году познакомился с гитарным мастером В.М. Перфильевым и эта встреча перевернула его жизнь. Он стал учеником этого мастера. Осенью 1991 собрал первый авторский инструмент. С тех пор работает самостоятельно, имея собственную мастерскую. За 15 лет сделал более 50 авторских гитар ручной работы, а также отреставрировал тысячи серийных инструментов.
На его гитарах играют Сергей Никитин, Вадим и Валерий Мищуки, Виктор Луферов, Наталья Дудкина, Лидия Чебоксарова, Андрей Козловский. Сотрудничает с Олегом Митяевым, Олегом Газмановым и другими известными музыкантами…

Николай в России всегда любили гитару. Это самый распространенный музыкальный инструмент. Но почему же в нашей стране такие слабые гитарные традиции?

В Росиии с традициями гитарных мастеров странная ситуация – их практически нет.
Как-то не задалась у гитары судьба в нашей стране. В конце XIX начале XX века активно развивалась семиструнная гитара, были мастера, мануфактуры, но с революцией гитару объявили инструментом мещанским, потом непмановским, и традиции мастеров, не успев толком сложиться, начали угасать – кому ж охота потерять голову, играя на инструменте, вызывающем «классовые ассоциации»?! И мастера тоже понемногу стали сходить «на нет». Известно всего несколько имен того времени - Климов В.В. и два его сына, еще авицкий Ф. – он как раз с начала 30 годов занимался развитием испанской шестиструнной гитары.
Ситуация изменилась с приездом Андреаса Сеговьи во время войны в Испании – он был представителем дружественных испанцев, борющихся с фашизмом, и гитара, правда, уже 6 струнная, стала инструментом романтическим и революционным. На этой гитаре стало можно играть, ее начали делать. Мастеровых инструментов того периода (это где-то с 1930 по 1960) встречается очень мало, что, видимо, отражает реальное положение с мастерами в то время. Зато в это время огромное количество струнных инструментов изготавливают бесчисленные спичечно-мебельно-лыжные фабрики, а то и «производства трудовых колоний НКВД». Существовали еще музыкальные мастера в Шихово, где делались практические любые струнные инструменты, в том числе и гитары. Но особой специализации там не было, и гитару обычно делал балалаечный или домровый мастер.
Где-то с начала 60-х годов появляется эта странная категория людей, начинающих делать авторские инструменты. Это, как правило, бывшие гитаристы, люди музыкальные и образованные. Начинать им приходилось практически «с нуля» - и это очень длинный и тяжелый путь. Династий как-то из этого не сложилось, и потому и по сей день не сложилось и каких либо профессиональных традиций. В восьмидесятые годы была предпринята попытка на «Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов» создать школу гитарных мастеров, были набраны люди, было произведено два выпуска этой школы. Руководили этой школой известные и заслуженные гитарные мастера В.М. Беатов и Ф.М Меренский. Попытка удалась, и появилось некоторое количество мастеров, делавших инструменты на достаточно высоком профессиональном уровне. К сожалению, с наступлением «нового времени» подавляющее большинство их перестало заниматься профессиональной деятельностью.

И как тогда теперь обстоит дело с количеством мастеров?

Мастеров по акустическим и классическим гитарам немного. Иное дело – электрогитары. Сейчас в России довольно много очень неплохих, а то и высококлассных мастеров по изготовлению таких инструментов. И это не обязательно молодые ребята. Ведь потребность появилась также в середине 60-х годов, и многие, кто тогда «на коленке» придумывал и копировал заграничные фирменные инструменты, выросли в серьезных высококлассных мастеров.

Так что, в акустических гитарах потребность меньше?

Ни в коем случае! Просто сделать акустику профессионального уровня – работа гораздо более сложная. Ведь наше дело состоит из двух составляющих. Первое – это владение ремеслом, совершенным умением воплотить задуманное. И в изготовлении электрогитар – это основное и совершенно необходимое дело. Дальше очень многое зависит от оснастки инструмента, качества фурнитуры и датчиков. И, конечно от качества древесины – но в меньшей степени, чем в акустике. Электрогитара с достаточно выдержанным и правильно распиленным деревом уже дает великолепный результат.
Другое дело – акустика. Тут мастеру мало владеть ремеслом. После овладения профессией начинается самое сложное и непонятное. Ты знаешь и умеешь, как сделать «технически». Но инструмент же должен еще и зазвучать! Сам по себе, никаких ручек и усилителей. Я первые годы работы ни про что, кроме гитар и того, как сделать их звучащими не думал, не разговаривал и даже снов других не видел. То есть дальше – только опыт. Понять материал, из которого ты делаешь данную гитару, почувствовать соотношения толщин верхней и нижней дек – это передать ученику, увы, невозможно. Видимо, мне повезло, мой учитель, Валентин Митрофанович Перфильев, смог не только передать мне ремесло, но и ему удалось научить меня думать в нужную сторону.

А как же тогда серийные, фирменные инструменты? Ведь есть гитары совершенно потрясающего звучания?

Безусловно! Если гитара сделана мастером – это ни в коем случае не является гарантией ее качества и великолепного звучания. Судят всегда не процесс, а результат. То же самое справедливо и по отношению к «фирмЕ» - магические слова «Gibson» или «Martin» не могут заставить инструмент зазвучать волшебным образом. Но вообще, опыт таких уважаемых фирм не может не вызывать глубокого уважения и изучения. Я, пожалуй, не знаю ни одной гитарной фирмы старше, чем «Martin» . 1833 год! Да в это время еще классическая гитара не сформировалась, как современный инструмент!
Конечно, и киты этого бизнеса делают гитары очень разного качества изготовления и звучания. Разные ценовые категории. Ведь сделать хорошую акустическую гитару, кроме того, что сложно, еще и очень недешево. И на самых дорогих инструментах на изготовлении сидят мастера, которые делают гитару от самого начала, от выбора материала, до последнего касания и установки струн. На инструментах чуть подешевле – мастер ведет строгий контроль за отбором материала и качеством работы квалифицированных рабочих. На совсем серийных – это больше всего напоминает конвейер. Но и тут происходит строгий контроль качества.
Знаешь, часто спашивают о «секретах мастерства», «тайнах лаков» и прочем романтической чепухе, окружающей изготовление музыкальных инструментов. Я придумал такую формулировку – «изготовление гитары – это секрет 1000 мелочей».
Существуют некие средние параметры в конструкции гитар для толщин и прочих тонкостей. И если соблюсти только все эти «тысячи мелочей» - правильно заготовить дерево, правильно его распилить, правильно изготовить все детали будущей гитары, правильно собрать, и т.д. и т.п. - то получится уже очень хороший инструмент. И, понятное дело, что массовое производство просто не сможет все это соблюсти. Потому и существуют ценовые категории.

Расскажи о дереве, о его заготовке - ведь это тоже какой-то очень непростой процесс?

Да… Дерево – это наша, российских мастеров, огромная проблема… В теории так: - профессионалы отбирают дерево еще на стадии вырубки, и после этого его годами выдерживают, постепенно распиливая на массивы, которые приближаются к размерам будущих заготовок. Никакой искусственной сушки, несколько лет оно лежит под навесом, потом перебирается в закрытые склады, и так и сохнет. Минимальный срок (в идеале) – 10 лет. Чем больше, тем лучше. Конечно, это процесс дорогостоящий – дерево лежит, денег не приносит, а ты платишь за склады, рабочим, и так далее. Конечно, у музыкальных фирм, существующих веками, эта проблема решена, у них все свое и каждый год они закладывают новые запасы. Есть так же фирмы, занимающиеся сугубо заготовками дерева. И материал там очень разный – искусственная сушка по современным технологиям – достаточно дешев, естественной сушки и десятилетия выдержки – очень дорогой.

А какие породы дерева применяются в вашей работе?

Перечень не очень велик. Верхняя дека – ель, канадский кедр. Елей много разновидностей, и, как ни удивительно, ареал произрастания ели с самой высокой акустической константой находится у нас под Вологдой. Сейчас из нее успешно делают вагонку, плинтуса, и другие полезные вещи.
Корпус гитары – палисандр, клен, орех, красное дерево. Для «классики» традиционен только палисандр, остальные породы как бы заменители. Для гитар «western» используются все эти породы, и зачастую бывает, что кленовая гитара даже дороже, чем палисандровая.
Гриф – красное дерево, орех. Накладка на грифе – черное дерево или палисандр.
Как видно из названий, у нас растет только ель и клен. Но так как отсутствует в России такая тема, как заготовка музыкальной древесины, то остается только заказывать все это на Западе.

Ну, а какие тенденции ты видишь в современном гитаростоении?

Тенденции… Разные. Первое – качество инструментов стало неизмеримо выше. С приходом на рынок фирменных гитар стало уже как-то неудобно говорить, что, мол, гитара моя выглядит плохонько, и сделана кривовато, зато она звучит лучше всех… Да и информация появилась в огромном количестве, пусть у нас нет Школы, но в других-то странах она есть! И не одна. Да и конкурировать с «фирмОй» оказалось не так уж сложно – по-настоящему дорогие инструменты приезжают редко – оно и понятно, не у всякого музыканта есть 5-10 тысяч долларов для покупки такого раритета. А что до класса «до 5 тысяч долларов» - мы вполне справляемся. Тем более что стоимость российских гитар в два и более раз меньше. Так что конкуренция тут на уровне «брендов» - что выбрать «Gibson» или Николай Гусев?
Второе – сейчас практически все акустические инструменты просят оснащать какой-либо электроникой. Даже классику. Да, в студийной работе, конечно, все пишут через микрофон, но в концертной практике гораздо удобнее пользоваться электронной системой съема звука. И даже тут у нас есть свои мастера – ведущие фирмы по изготовлению пикапов, как выясняется, отчаянно экономят на элементной базе. И если «апгрейдить» фирменный датчик более дорогими микросхемами, или сделать свой, то результат получается превосходный.
Ну, и третье – это как разнее не очень веселое. Когда я начинал заниматься «гитаростроением», было огромное количество молодых ребят, кто «горел» этим делом, придумывали, экспериментировали, работали… Сейчас, увы, ситуация совершенно обратная. За последние 15 лет количество мастеров уменьшилось, боюсь, раз в 10… И новых не появляется. Говорю про акустические гитары – как я уже сказал, ситуация с «электро» совсем обратная. Виной тому и сложность этого ремесла, и отсутствие каких-либо условий – мастерских, обучения, дерева, в конце концов… Даже в старые времена был в ходу анекдот: «что такой радостный? – Гитару продал! - И чего? – Материала куплю!»
Некоторые музыканты сетуют на дороговизну мастеровых гитар. Но с бизнесменами разговор повторяется обычно слово в слово: «Сколько у вас стоит гитара? – Полторы тысячи у.е. (в глазах появляется уважение, тон меняется) – И сколько в месяц? Надо сказать, что после ответа на этот вопрос уважение пропадает, тон меняется на соболезнующий… «Ну, это не бизнес… Увы… Не бизнес.» Одна гитара делается от полутора до двух с половиной месяцев. И по другому нереально. Ясное дело, что это не сильно выгодно, делать новые инструменты. На ремонте и реставрации мастер за то же самое время зарабатывает в два-три раза большие деньги. Так собственно и выживают
Новые инструменты интересно делать под какого-то конкретного музыканта, творчество которого тебе симпатично.

Кто из музыкантов играет на твоих гитарах?

Много разных, всех не перечислишь… В свое время я очень увлекался авторской песней, даже сам выступал в этом жанре, на серьезных площадках, типа Театра Эстрады, к/з Росиия… Поэтому многие известные в этом жанре люди играют на моих инструментах – Сергей Никитин, Вадим и Валерий Мищуки, Виктор Луферов, Наталья Дудкина, Лидия Чебоксарова… Андрей Козловский играет на гитаре western моей работы. Постоянно занимаюсь гитарами – ремонтирую, привожу в порядок у Олега Митяева, Олега Газманова… Все струнные инструменты группы «ГрассМейстер» постоянно проходят через мою мастерскую. С Андреем Шепелевым мы сейчас совместно делаем «Dobro» - его и моя голова, мои руки.
Есть в этом деле, конечно, и большое счастье. Когда ты слышишь музыку, которую классные музыканты играют на сделанных твоими руками инструментах – это очень здорово. Тут уже не до размышлений – выгодно-невыгодно, тяжело-легко…. Сразу понятно зачем и для чего ты работаешь.

Беседовал Дмитрий Малолетов