Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Новые возможности формирования звука гитары

Дмитрий Малолетов


Гитаристы уже давно забыли, что значит дефицит, невозможность приобрести инструмент даже при наличии на это средств. Все это в прошлом… Сейчас наши гитаристы избалованы обилием легендарных инструментов типа Fender, Gibson, Ibanez, ESP и т.д. Но все, ставшие уже классическими, инструменты не могут удовлетворить постоянно растущие потребности. Основной задачей современного гитариста является приобретение разнопланового инструмента, т.е. такой гитары, на которой можно играть самыми разными звуками, т.е. с максимально широким спектром возможностей. Современная музыка требует разнообразия, так как вбирает в себя, перемешивает все стили в одной композиции. Постоянно возникает стремление найти что-то новое в звучании, выйти за пределы стандартного гитарного саунда. Так и получается, что невольно надо или иметь с десяток разных гитар, или искать какие-то технические решения этой проблемы. В этой статье я хочу показать читателям вариант расширения звуковой палитры гитары, которая без сомнения является прогрессивной.

Звук гитары состоит из многих компонентов. В первую очередь это руки музыканта, которые непосредственно извлекают звук. Никакие приборы, никакая самая дорогая гитара не помогут тому музыканту, который просто-напросто не умеет играть на гитаре. Но с другой стороны, звук зависит от самого инструмента. Достаточно трудно играть на инструменте, который просто-напросто не держит строй или звучит как «консервная банка». И, наконец, звучание современной гитары невозможно представить без современных устройств, которые дают качественное звукоусиление и обработку сухого гитарного сигнала. Таким образом, качество звука зависит от трех факторов – рук и мышления гитариста (исполнительский фактор), качества и возможностей самой гитары (инструмент) и качества усилителя и обработки (электронно-технические средства).

Возможности гитары
Когда мы говорим о гитарах, в основном это касается ее качества звука, которая определяется количеством обертонов дерева (тембр), резонансными свойствами (которые дают сустейн) и т.д. Немаловажную роль в гитаре имеет качество изготовления и, конечно, комплектующих и электронной начинки. Но теперь в оценку гитары входит новое понятие – звуковые возможности. Всегда ценились гитары, которые дают разноплановые звуки. На классических электрогитарах изменение звука осуществлялось переключением звукоснимателей, примитивным темброблоком (т.е. можно обрезать высокие частоты) и ручкой громкости. Но, как уже отмечалось, в наши дни этого недостаточно. Отчасти расширить звуковую палитру помогают электронные средства типа гитарных процессоров. Так появляется необходимость комплектации гитары такими средствами, чтобы ее можно было коммутировать одновременно с разными процессорами и даже гитарными синтезаторами. Поэтому разработчики гитар стараются расширить звуковой спектр, используя последние достижения техники. Именно этим параметром выделяются канадские гитары Godin, которые создали давнюю мечту гитариста – инструмент на все случаи жизни. Теперь более подробно.

Гитары Godin
Канадская фирма Godin специализируется на изготовлении инструментов высокого профессионального уровня. Это относительно небольшая компания не стремится делать массовый ширпотреб, который хотя и имеет большие коммерческие прибыли, зачастую портит имидж фирмы. В России эти гитары достаточно хорошо известны и пользуются заслуженным уважением. Данные гитары изготовлены из дорогих пород дерева по самой современной технологии. В отличии от других гитарных фирм, среди гитар Godin практически не бывает брака. Это обусловлено тем, что все гитары, идущие в продажу, должны соответствовать самым высоким профессиональным требованиям и специалисты очень дорожат своей маркой.
Но особый интерес эти гитары вызывают тем, что в ней использованы все возможные на сегодняшний день электронные средства. Так электрогитара серии Signature оборудована тремя типами снятия звука, т.е. на одной гитаре имеются три вида звукоснимателей:
- магнитные (обычные датчики - Seymour Duncan Custom Humbuckers)
- пьезозвукосниматель (Custom L.R. Baggs X-Bridge with Pre-Amp EQ)
- полифонический датчик типа Roland GK-2A, который вмонтирован в бридж.
На гитаре имеется три выхода, так, что каждый тип снятия звука может идти на свой канал микшера. (Кстати, именно так использовал гитару Godin Ал Ди Меола на концертах в Москве)
Чего же добились производители? Они дали возможность гитаристу существенно расширить звуковую палитру гитары. Магнитные датчики дают классический звук гитары. Пьезо-звукосниматель добавляет акустический саунд. В настоящее время многие производители поняли достоинство установки пьезо-датчика. Но самое интересное в гитарах Godin это наличие полифонического звукоснимателя Roland GK-2A. Благодаря ему, гитарист делает прорыв в совершенно новый мир гитарного звука благодаря гитарным синтезаторам и гитарным системам Roland серии VG.
Godin серии Signature имеет три выхода, таким образом гитару можно соединить сразу с тремя усилителями – для акустического звука, для классического электрогитарного и цифрового, в котором применена технология VG. Самое интересное в том, что можно создавать звук, комбинируя различные усилители, т.е. смешивать звук, идущий от разных усилителей.

Управление звуком идет прямо с гитары – можно включить только пьезодатчик, в этом случае звук будет поступать с акустического усилителя, специально предназначенного для работы с пьезо (и конечно при снятии звука микрофоном). При включении магнитных датчиков гитарист получает классическое звучание инструмента. И, наконец, при включении полифонического активного звукоснимателя типа GK-2A можно использовать новейший цифровой усилитель Roland VGA-7, который дает гитаристу фантастические возможности, превращая гитару в совершенно новый инструмент (Более подробно об этом удивительном усилителе читайте в IN/OUT № 34). Вполне возможно вместо усилителя Roland VGA-7 использовать гитарный синтезатор или Roland VG –88 –виртуальную гитарную систему, которая эмулирует с десяток усилителей, типов гитар, синтетических звуков и имеет непревзойденные возможности настройки и управления.

В прошлом номере журнала была опубликована статья «Секреты звучания акустической гитары», в которой рассмотрена схема подключения нейлон-гитары, которую использует Ал Ди Меола. Кстати, именно на гитаре Godin играл этот выдающийся гитарист (и конечно на Avation). Данная гитара позволяет использовать с нейлоновыми струнами процессор Roland VG –88, тем самым акустическая гитара будет звучать, например, как стратокастер… Сам маэстро довольно много использовал Roland, играл на нейлоне с дисторшном. Кроме этого, он использовал гитарный синтезатор (и не один). Менее чем за пол-года компания Roland выпустила еще массу полезных вещей, для тех, кто имеет датчик GK-2A. Например, педаль-процессор WP-20G Wave Processor, который позволяет преобразовывать до неузнаваемости гитарный сигнал, тем самым получить звуки синтезаторного типа. Другой новинкой является процессор OC-20G Poly Octave. Данное устройство дает возможность транспонировать каждую струну гитары в отдельности, получить звук 12-тиструнной гитары или превратить обычную гитару в бас-гитару. На приведенной ниже схеме вы можете увидеть применение этих педалей. Для того, чтобы с одного полифонического звукоснимателя типа GK-2A управлять несколькими устройствами можно использовать GKP-4 GK Parallel Box, который позволяет подключать до 4-х GK устройств. И конечно, Godin прекрасно звучит в аналоговом усилителе.

Итак, мы рассмотрели перспективные схемы подключения гитары с целью получения различных типов звучания. Все эти звуки можно смешивать и использовать по своему вкусу. Расширяя звуковые возможности, получая новые краски гитарист постепенно начинает по-другому мыслить, что отражается на творчестве в виде рождения интересных инструментальных пьес или интересных гитарных партий в песнях. Быть может по прошествию определенного количества времени многие гитарные фирмы подхватят прогрессивную идею. Но пока Godin на высоте.