Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Почему звучит Deep Purple?

Эксклюзивное интервью специально для журнала IN/OUT дает звукоинженер рок-группы Deep Purple Rob Hodgkinson (Роб Хадкинсон)

В марте 2002 г. в России с большим успехом прошли концерты легендарной рок-группы Deep Purple. Как раз накануне тура в Россию группу покинул, по сути, основатель этого коллектива Джон Лорд. Конечно, смена музыкантов, тем более, таких как Ричи Блэкмор, Джон Лорд не может вызвать восторга у истинных поклонников группы. Ведь именно эти музыканты и создали практически весь классический репертуар Deep Purple. Но вместе с тем, в смене музыкантов можно найти и положительный элемент - приток «свежей крови», юношеского задора и энергии всегда необходим коллективу, имеющему «стаж» работы более 30 лет. Как бы то ни было, но концерты группы прошли с большим успехом, что доказывает - музыка Deep Purple жива и неважно, кто в этой музыке играет соло!

Я присутствовал на концерте Deep Purple в СК «Олимпийский», в комплексе, который никогда не отличался хорошим звуком. Данное сооружение в акустическом отношении вообще не предназначено для проведения таких концертов. Тем не менее, Deep Purple прозвучал на высоком уровне. Но в этой статье мы сосредоточим внимание на проблемах мониторинга сцены и постараемся проанализировать методику озвучивания сцены в группе Deep Purple. Тем более, что мониторинговым звукоинженером был никто иной, а именно Rob Hodgkinson (Роб Хадкинсон) - один из лучших специалистов по озвучиванию сцены.
Для чего вообще нужны сценические мониторы? Сейчас этот вопрос кажется наивным, хотя активное использование системы мониторинга началось только в середине 60-х годов. До этого, музыканты играли «на ощупь», пребывая на сцене в звуковых джунглях. Мониторы дают, прежде всего, комфортное звучание на сцене, что очень важно для самих музыкантов. При хорошем звуке на сцене, когда слышны все инструменты и исполнительские нюансы, музыканты просто-напросто начинают лучше играть, получая максимум удовольствия от своей игры. Озвучивание сцены превратилось в целую науку. К сожалению для нашей страны эта наука остается в виде фундаментального абстрактного знания, которое пока не имеет прикладного применения.
После концерта мы встретились с Робом Хадкинсоном - уникальным звукорежиссером и интересным человеком, который достаточно подробно рассказал нам о своих методах работы со звуком на сцене. Надеюсь, что это интервью будет интересно всем специалистам, чья деятельность связана с проведением «живых» музыкальных шоу.

IN/OUT - Сколько лет вы уже работаете звукоинженером? Как Вы овладели этим непростым ремеслом?
R.H. - Так сразу ответить трудно… Более двадцати. Когда я начинал, профессии звукоинженер в нынешнем понимании практически не существовало. Не было никаких курсов, учебников и т.д. Я учился непосредственно на практике, экспериментируя на бедных музыкантах, доверивших мне проводить на их музыке свои «исследования». Но начинал я как студийный звукооператор. В 17 лет у меня уже была небольшая студия, если это можно так назвать, и я записывал в основном своих друзей. Потом ко мне стали приходить ребята из соседних улиц и спрашивали: « Можешь записать нас?». Я отвечал: «30 паутов и вы получите стереозапись!». Потом у меня была уже профессиональная 24-х канальная студия, на которой я мог делать вполне профессиональные работы.


IN/OUT - Как Вы от студийной работы перешли на сцену, став мониторинг-звукооператором?
R.H. - О, это было забавно! В то время в Ирландии была очень популярна группа "Bagatelle". Я узнал, что они собираются в большой тур по Ирландии и ищут мониторинг- звукоинженера. Я никогда не работал с мониторами на сцене, но мне очень хотелось попасть в этот тур. Так я пришел к ним на встречу и сказал, что могу сделать отличный звук на сцене. Конечно, я немного привирал, но в душе я верил, что у меня все получится, так как я имел опыт работы со звуком, знал неплохо технику… Так я оказался в небольшом городке Southern в Ирландии за микшерским пультом со связкой эквалайзеров. Мой первый концерт был хорошим уроком - музыканты все время мне что-то показывали, махали руками, делали непонятную мимику, сигнализируя, что надо что-то добавить или убрать! Я сделал выводы и на следующий день переставил мониторный пульт в другое место сцены. Так я избавился от идиотских сигналов. В то же время я всегда был в курсе происходящего на сцене и старался выполнять все действительно необходимые команды музыкантов. Постепенно я набирался опыта, много думал, экспериментировал, общался с музыкантами, изучал методы озвучивания сцены в других группах.

IN/OUT - Когда Вы начали работать с Deep Purple? Вообще какова специфика работы с этим коллективом?
R.H. - С Deep Purple я начал работать примерно 6 лет назад. А специфика… Конечно, такие известные, культовые группы требуют высокого профессионального подхода к звуку. Я достаточно хорошо знал музыку этой группы (кто ее не знал) и понимал, что надо создать максимальный комфорт для музыкантов. По большому счету музыканты на сцене не слышат, что творится в зале. Они могут только догадываются по реакции зрителей хорошо «там» или нет. Что касается мониторов, то тут для них картина ясна - если хорошо все звучит, значит они и играют хорошо, и настроение у них хорошее.

IN/OUT - У Вас очень ответственная работа!
R.H. - На самом деле мы уже за 6 лет научились понимать друг друга и проблем не возникает. Но каждый концерт, каждая новая площадка требует от меня, как от всех работников сцены, максимального внимания.

IN/OUT - Не могли бы Вы кратко описать систему мониторинга, которую Вы используете в группе?
R.H. - В целом, здесь нет никаких секретов. Главная задача добиться хорошей слышимости и баланса инструментов в любом месте сцены. Ведь музыканты не стоят на месте, они постоянно в движении. Особенно это касается вокалиста - Иэна Гилана, который в одном месте находится не более 2-3 секунд!
После долгих экспериментов я пришел к выводу, что передние мониторы лучше поднять наверх. Это дает не только лучшую звуковую картину, но и освобождает место на сцене. Мониторинг инструментов - гитары и бас-гитары лучше направить в зал, а вокал на сцену (из потолочных мониторов).
(Роб Хадкинсон взял фломастер и лист бумаги. Он нарисовал функциональную схему системы мониторинга в Deep Purple c пояснениями)

Таким образом, где бы ни находился гитарист или вокалист он будет хорошо слышать свой инструмент, а также другие инструменты.
IN/OUT - В настоящее время распространяется система Ear-monitoring. Почему вы не применяете ее?
R.H. - Вы знаете, рок-музыканты, которые более 30 лет работают на сцене не очень то любят эти новинки. Никогда наушник не заменит лавины звука, идущего от усилителей и качественных мониторов. Кроме этого, при такой системе музыканты чувствуют себя не уверенно, так как полностью зависят от звукоинженера, от надежности техники, от наводок и т.д. Мне кажется, что Ear-monitoring больше подходит поп-музыкантам…

IN/OUT - Хочется задать несколько чисто технических вопросов. Мониторы какой фирмы Вы используете?
R.H. - Для мониторинга я использую акустическую систему «T» - серии немецкой фирмы HK AUDIO. На сегодняшний день это наилучший звуковой комплекс для нашей специфики. И дело не только в звуке, который конечно является главным элементом. «T» - серия HK AUDIO имеет небольшие для такой мощности габариты, очень удобна при монтаже и транспортировке и удивительно надежна. Малые размеры акустики при отличном звуке на большой мощности - просто идеальное сочетание для системы. Я давно мечтал максимально «разгрузить» сцену, при этом не потеряв звуковой насыщенности.

IN/OUT - Когда Вы начали использовать «T» - серию HK AUDIO?
R.H. - Я познакомился с оборудованием HK AUDIO около трех лет назад, когда я принимал участие в серии концертов с Джоном Лордом, который помимо Deep Purple занимался другим проектом. Состав музыкантов более походил на камерный ансамбль - струнный квартет, рояль, хор… Это была совсем другая музыка, которую он играл в Deep Purple. Коллектив Джона Лорда использовал акустику HK AUDIO уже достаточно давно, но я услышал это оборудование впервые. Скажу честно, когда я услышал работу HK AUDIO я поймал себя на мысли, что уже много много лет я не испытывал такого восторга от звука. «T» - серия HK AUDIO звучала действительно поразительно. Ровный спектр частот, отличная читаемость каждого инструмента. Все это при таким малых размерах! Невероятно!
После тура с Лордом, я решил использовать эту акустику для мониторинга барабанов в Deep Purple. Это довольно непростое занятие, здесь действительно нужна хорошая акустика. Вообще у меня в Deep Purple были небольшие проблемы с озвучиванием ударных. После того, как я показал новую систему в деле, Иэн Пэйс (Ian Paice) был просто в восторге. По его словам он никогда до этого не ощущал такого комфортного звучания на сцене.
Потом мы полностью перешли на «T» - серию HK AUDIO, заменив устаревшую мониторную систему. Как я уже отмечал немаловажным преимуществом «T» - серии HK AUDIO является то, что система очень удобна для транспортировки, сборки и монтажа. Специалисты HK AUDIO все продумали до мелочей.
У нас бывают концерты, когда мы не имеем возможности брать свои мониторы. Работая на разных площадках, я могу сравнивать звук. Очевидно, что HK AUDIO звучит намного лучше. К хорошему привыкаешь быстро, а отвыкнуть уже нелегко.

IN/OUT - Кто еще из известных групп использует HK AUDIO?
R.H. - В настоящее время я настолько занят работой с Deep Purple, что у меня нет таких плотных контактов с другими группами. Насколько я знаю «T» - серию HK AUDIO использует группа Джорджа Майкла (George Michael), где звукоинженер мой хороший знакомый - Able Gregory. Группы “Massive Attack” и “Radio Head” тоже работают на HK AUDIO.
Вообще, звукоинженеры народ консервативный. Привыкнув к какому-либо звуку они уже не хотят ничего менять. Особенно в Англии. Когда мы были в туре в Америке, там другая картина. Ко мне подходили местные звукооператоры, спрашивали на чем мы работаем и, кивая головой, говорили: «О, немец! Должно быть хорошо!»

IN/OUT - Акустика HK AUDIO «T» - серии эффективна только как мониторная система?
R.H. - Конечно нет. Это мы ее применяем только для сценического мониторинга. А вообще эта акустика может найти множество применений там, где нужен отличный звук, надежность, мощность и малые размеры. Так, например, на телестудии BBC используют именно звуковое оборудование HK AUDIO. Думаю вся линия HK AUDIO имеет лучшее на сегодняшний день качество и технологические решения.

IN/OUT - В заключении несколько вопросов на отвлеченную тему. Как Вы оцениваете российского зрителя? Отличается ли он от западных поклонников.
R.H. - Мы уже были в России и всегда отмечали тот факт, что здесь Deep Purple принимают очень хорошо. И в Санкт-Петербурге, и в Москве. Всем музыкантам, обслуживающему и техническому персоналу в России выступать очень нравится, а зрители у вас просто замечательные!

IN/OUT - Спасибо за интервью. Мы надеемся, что вы еще не раз посетите Россию с концертами и порадуете нашего зрителя отличным звуком!
R.H. - Спасибо и вам. Мне очень приятно дать интервью самому авторитетному российскому журналу IN/OUT. Успехов и удачи.


Беседовали: Донна Финч (Donna Finch) и Дмитрий Малолетов