Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

«МАМАКАБО»


Рождение фестиваля «Мамакабо» по своему масштабу можно смело отнести к особо значимому событию в отечественной музыкальной культуре. Чувствуется, что в России появляется какое-то новое движение музыкально-общественной мысли, которое имеет уже определенную силу и вес в обществе.
Наступает время, когда становится слишком трудно бездейственно идти на поводу двух-трех десятков хитреньких дельцов, которые навязывают свои вкусы миллионам нормальных, культурных, воспитанных людей! Уже порядком надоело слушать с утра до ночи «искусственно выращенные клоны», в то время, когда рядом существуют настоящие подлинно талантливые музыканты. Кипение музыкально-общественной мысли нарастает с каждым днем. Ведь получается так, что наше отечественное СМИ делает все для того, чтобы показать молодежи главные правила жизни, основными из которых являются:
1) бери от жизни все
2) все зависит не от тебя, а от случая
Зачем работать над собой, зачем заниматься, учиться, тренироваться, готовить себя к духовным подвигам, когда главное в этой жизни (по их концепции) - «оказаться в нужном месте в нужное время», то есть на телеэкране. Как говорится надо просто «круто попасть на TV и ты звезда». Конечно, пусть существуют разные телепередачи, пусть люди поют караоке и снимают на домашнем видео смешные моменты жизни щенка или котенка, но помимо этого хочется как-то увидеть профессиональное творчество, которым нельзя «нахвататься» за пару месяцев. Все музыканты задают друг другу вопросы; что такое формат, кто его определят, по каким критериям, кто дает оценку «что такое хорошо и что такое плохо», почему в спектре российской музыкальной культуры нет целых музыкальных пластов, не говоря уж об отдельных стилях. Вопросов накопилось много. «Сильные мира сего» цинично говорят, что музыку заказывают те, кто за нее платит. А отечественная интеллигенция пока неплатежеспособная, притом совершенно беззубая, униженная и оскорбленная. «Пусть в таком случае слушают то, что дают…» Исполнительные директора, подстраивающиеся под вкусы «хозяина», опираются на какие-то рейтинги, утверждая что они точно знают что хочет «этот» народ. Правда, кто проводит эти рейтинги, как происходит этот таинственный подсчет, насколько это все объективно, сказать очень трудно.
Вот и получается, что у музыкантов, которые действительно заняты творчеством, нет никого выхода на зрителя. Они никак не вписываются в нормы окружающей жизни. Они просто лишние в этом обществе. Постепенно многие музыканты смирились, опустили руки, думая, что так устроена жизнь. Кажется, что этот «поезд» идет по своим рельсам, а мы сидим в вагонах и можем только разочарованно смотреть в окно, видя унылый пейзаж. Но ребята, не все так печально. Ведь жизнь – не поезд, а судьба - не рельсы, проложенные рыночным спекулянтом, обманом и хитростью присвоившим себе общее богатство, под вкусы которого должны теперь плясать все.
Трагическая гибель Андрея Баранова, этого удивительного музыканта, стало той искрой, из которой в настоящее время возгорается пламя. Как-то вдруг музыканты, играющие «неформатную» с точки зрения шоу-бизнеса музыку, поняли, что пришло время объединяться в какой-то союз, бороться за свои права, за свое информационное поле, во имя своего творчества, которое каждый настоящий музыкант просто обязан реализовать в этот свет. И цель фестиваля «Мамакабо» это объединение всех здоровых музыкальных сил страны для того, чтобы иметь возможность выйти на зрителя.
Однако методы борьбы со сложившейся официальной музыкальной доктриной музыканты, объединившиеся под знамя «Мамакабо», выбрали самое простое. Им нет необходимости штурмовать Останкино, устраивать революционные погромы… Лучше просто делать концерты, выступать перед зрителями и показывать миру, что в России есть настоящее искусство. Все остальное в руках Божьих.

Перед тем как рассказать о том как прошел первый фестиваль «Мамакабо» в Волжске хочется задать несколько вопросов организаторам фестиваля продюсеру Тимуру Ведерникову и координатору Ольге Гусинской. Именно благодаря их титаническим усилиям, а также помощи большого количества людей, этот столь необходимый фестиваль получил жизнь.

Как возникла идея создания фестиваля «Мамакабо»?

Ольга Гусинская: Идея этого фестиваля возникла у Андрея Баранова, музыканта и композитора, прекрасного гитариста, который трагически погиб в автокатастрофе в самый расцвет творческих сил. Во время концерта памяти на 40 дней я смотрела на музыкантов, особенно на Грассмейстер, на Тимура, Мишу Маховича, на Сашу Шишова и почувствовала, что возникает какая-то такая прекрасная чудесная музыка, и это музыка связана с Андреем, что такую музыку очень хочется слушать без конца. Гибель Андрея меня потрясла. За неделю до трагического случая он уехал от нас в Волжск. Перед этим жил у нас дома почти месяц. Мы много разговаривали. Но как всегда – самое важное не сумели, не успели, не договорили – и я чувствовала очень сильную вину, и какой-то неисполненный долг, и невысказанную любовь, и тепло к этому человеку, которого я не поняла и не смогла ему помочь. Такая беспомощность и невозможность!
Друзья Андрея Баранова из его родного города Волжск после дня его памяти на 40-й день сказали нам, что хотят осуществить давнюю мечту Андрея - во что бы то ни стало организовать этот фестиваль. Нас, со своей стороны, они попросили помочь им в Москве.
Волжск, как место проведения фестиваля, не вызывал ни у кого никаких сомнений – это место рождения и гибели Андрея, он сам хотел и планировал там проведение фестиваля. Даже лично выбрал для него место.
Оргкомитет фестиваля в Волжске – Андрей Ермаков, брат Андрея Баранова – Павел, Александр и Ольга Воронины, Олег Кузнецов, Дмитрий Бикчентаев, Александр Березняцкий – близкие и давние друзья Андрея. В Москве подготовкой к фестивалю плотно занялись мы с Тимуром (Ведерниковым)
Через год мы организовали концерт в ЦДХ «Очень хочется летать…», памяти Андерея, на котором собралось огромное количество музыкантов. Концерт прошел с огромным успехом, а главное - собралось огромное количество прекрасных музыкантов! И мы почувствовали уверенность в том, что фестивалю быть!
Слава Богу, что мы сняли этот концерт на видео, он не канул в Лету, не остался просто хорошим воспоминанием. И дальше, все шло одно за другим – мы выпустили DVD-фильм с концерта. Было много сомнений в правильности этого решения, ведь производство очень дорого стоит, но мы все-таки сделали его с помощью друзей, которые были на концерте и финансировали этот проект.
DVD мы делали к Грушинскому фестивалю, на котором Андрей Баранов выступал с разными исполнителями и группами многие годы. И вот на Груше мы впервые встретились почти со всем оргкомитетом фестиваля из Волжска – и первый раз что-то совместно обсудили. Это было начало июля. Назначили время проведения 6 – 8 августа. Времени для организации такого серьезного мероприятия практически не было.

В чем вы видите основную концепцию данного форума? Музыканты каких жанров могут принять в нем участие?

В начале июля, когда все вернулись с Груши, стала определяться идея фестиваля. Хотелось осуществить такой фестиваль, на который бы с удовольствием поехал Андрей, где его музыка была бы к месту и могла бы прозвучать органично, такого, каким был он сам - разносторонним, уникальным, универсальным музыкантом, талантливым и щедрым, умеющим оценить любое достойное явление и восхититься, - вот примерно такой фестиваль потихоньку вызревал у всех.
В процессе создания и воплощения, как всякая идея, фестиваль претерпевал изменения во всем - в концепции, даже в названии. Я думаю, изначально предполагался фестиваль только авторской песни с вкраплением группы «Грасмейстер», как уже бывавших на Груше и известных там. У Тимура же была идея, что это должен быть фестиваль для всех хороших музыкантов, независимо от жанра. Для фестиваля Андрея Баранова это было очень правильно, потому что он за годы своей творческой жизни играл абсолютно разную музыку в разных жанрах – от фольклора до рок-н-ролла, от авторской песни до блюза. Тамара Сидорова, товарищ Андрея по ансамблю Владимира Назарова и «Своей игре», наша любимая подруга, потрясающая скрипачка и артистка, сказала, что название должно быть коротким – МАМАКАБО! Все радостно согласились. В результате, первоначально фестиваль назывался «Фестиваль инструментальной музыки и авторской песни имени Андрея Баранова «МАМАКАБО». Теперь решено, что фестиваль будет просто – музыкальным, не надо обозначения жанра, пусть будут все жанры, кроме скучных и бездарных!, а еще он будет международным. Потому что к нам приезжал уже замечательный Энвер Измайлов, а он из зарубежных стран – из Украины.
Итак, прошу любить и жаловать МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АНДРЕЯ БАРАНОВА «МАМАКАБО».
Но это все лирика – а вот когда началась работа!.. Ведь до начала фестиваля остался один месяц! Были уже определены даты - 6 – 8 августа. А ведь мы никогда этим не занимались! И еще ничего – абсолютно, вообще – неизвестно! Кто, что и как…
Сейчас мне не понятно, как мы могли это сделать. Финансы, реклама, пресса, радио, Интернет, палатки, проезд, автобус, питание, аппаратура и свет, а, самое главное, участники – те потрясающие музыканты, которые и наша гордость и краса, и наше все! Люди, которые согласились поехать абсолютно бескорыстно, а ведь это цвет нашей современной музыкальной культуры! И опять – отклик даже тех, кто не знал Андрея, понимание и сочувствие идее фестиваля. А там, в Волжске – это была тоже невероятная работа. Место, договориться со всеми городскими службами – санэпидемстанция, меры безопасности, питание, лагерь – тоже невероятно большая глыба дел, которую надо было сдвинуть.

Название «Мамакабо», что оно означает?

Это слово Андрей привез с легендарного острова Провиденсия (кстати, этого острова сейчас не существует, он ушел под воду) и назвал им свой первый альбом. В переводе с местного наречия это и приветствие, и пожелание счастливого дня, и радость от встречи. Это - тепло и любовь, которыми один человек хочет поделиться с другими.

Скажи, ну как вам удалось за такой короткий срок подготовиться к такому масштабному мероприятию?

Я, честно говоря, не представляла, что такое сам фестиваль и его организация. Мне казалось, что уже все сделано, когда мы приехали. Но не тут-то было. Там только и началась уже финишная прямая, и, естественно, надо было делать рывок. Спали по 3-4 часа. Правда, в палатках больше и не хочется. Но дел было очень много. Порадовала нас наша дочь, которая нашла себя, продавая диски и рассказывая всем, кто есть кто. (Многие приехали на фестиваль с детьми). Отдых тоже был неплохой, потому что место фестиваля – это полуостров, окруженный рекой Илетью притоком Волги. Была потрясающая погода, все купались, загорали. У нас, конечно, есть очень уязвимые места. Это быт фестиваля. Честно скажем, это то, что удалось меньше, чем наполовину. Хорошо было организовано питание. Плохо – места общего пользования, сам лагерь, там не было света. НО… это оказалось для людей не главным! То, ради чего все собрались, произошло! Удалось почувствовать снова любовь всех ко всем. Удалось обрадоваться друг другу. (Какие же все молодцы! Как это здорово, что все приехали.) Удалось услышать и увидеть ту удивительную музыку в исполнении потрясающих музыкантов, которую хочется слушать всегда. Удалось открыть для себя новые удивительные имена. Для меня лично это была группа «БадлоV». Они выступали последними в 4 часа утра, люди уже начал засыпать, но тут началось такое, что из гостевого лагеря прибежали уже отыгравшие и отдыхавшие музыканты. Мы так все прыгали и подпевали, что я сорвала голос. Это был завершающий восклицательный знак! Уж не говоря о том, что для волжан все это было одним большим открытием. Мы снова поняли, что люди просто не знают, что существует такая музыка и такие музыканты. То, как они это восприняли, послужило основанием новых идей, которые возникли после фестиваля.

Что тебе запомнилось больше всего?

Я запомнила много удивительных моментов. Главное – красота. Все время такая красивая картина перед глазами, куда ни посмотри. Бегу из гостевого лагеря к сцене по какому-то важному делу, и вдруг понимаю: ночь, звезды висят, яркая веселая манящая сцена и потрясающая музыка – там Ваня Смирнов и его группа, и непередаваемый восторг – неужели это происходит?!
Днем идем купаться. Жара. Трава высокая. Слышны звуки табла (это барабаны такие индусские). Но кто и где играет - не видно. Только стоит группа милиционеров (кстати, очень доброжелательные и добросовестные были охранники). Походим ближе – сидит в траве Гена Лаврентьев, наяривает на таблах, а милиционеры, оказывается, над ним стоят и заворожено слушают.
И, конечно, сольный концерт Евгения Билого, в 7 утра в гостевом лагере уже после заключительного концерта фестиваля. Это было такое! Не опишешь в словах! Практически весь гостевой лагерь стал бэк-вокалом. Хорошо, что есть съемки и фотографии.
Кстати, один из важных моментов: все концерты записывались и снимались. И мы снова хотим выпустить DVD.
Еще стоит рассказать о второй малой сцене фестиваля под названием «На пеньках». Исторически эту сцену тоже придумал Андрей Баранов для Грушинского фестиваля. Оттуда она и перекочевала к нам. Кстати, ребята из клуба Грушинского фестиваля во многом помогли нам. И делом, и советом. Сцена расположилась на небольшом полуостровочке, вдающемся в речку, и там выступали все, кто не был заявлен в программе, но мог и хотел выступить. Хозяевами были Андрей Хорлин и Катя Болдырева. Концерты там начинались с утра и продолжались до начала концертов на основной сцене. Это очень поднимало настроение.

Расскажи о планах развития «Мамакабо»

После фестиваля, после того как мы увидели реакцию людей – и участников и зрителей, возникло очень много мыслей. Ну, во первых – это следующий фестиваль – обязательно. Но мы также увидели, что люди хотят слушать такую музыку, и это привело к мысли, что им негде ее услышать – ни на радио, ни на телевидении, ни на концертах различных звезд. Но любой человек, которого спросишь, расскажет, как ему надоело смотреть и слушать то, что ему показывают и передают. Музыканты же расскажут о том, что им негде играть, нет возможности записывать свою музыку, негде ее крутить, то есть сделать ее каким-то образом известной другим. С этим нужно что-то делать! Это же позор, что наших лучших музыкантов, многими десятилетиями труда и талантом достигших необычайных высот в музыке, практически никто не знает, особенно музыкантов, работающих на стыке стилей – им некуда присоединиться. Там такое не играют, тут это не показывают или не крутят и т.д. Возникла идея о создании некой постоянно действующей организации, помогающей зрителям и музыкантам встретиться, помогающей музыкантам работать и двигаться дальше.
Следующая идея - концерты «Фестиваль Андрея Баранова «Мамакабо» в ващем городе». Эта идея опять же возникла из понимания странной ситуации. Люди просто не знают о существовании великолепной музыки, о прекрасных музыкантах. И надо им дать такую возможность – узнать. Приходится пока идти этим путем, потому что мы еще не знаем, как это сделать через телевидение.
Эта идея уже начинает воплощаться. 9-10 декабря состоится «Фестиваль Андрея Баранова «Мамакабо» в Самаре».
Ну и конечно, готовится «Фестиваль Андрея Баранова «Мамакабо» в Москве»!
Это то, что сейчас тоже активно разрабатывается. Кроме того, очень хочется сделать фильм об Андрее. Выпустить диск его музыки, который он не успел выпустить, но сделал какие-то наброски, эскизы, какие-то готовые вещи тоже есть. Большое внимание мы будем уделять развитию нашего сайта www.mamakabo.ru .
Пользуясь случаем, хочется, конечно, поблагодарить всех кто помогал в проведении фестивлаля:
Мэра Волжска – Островского Александра Николаевича.
Председателя городского собрания г. Волжка Андрея Калугина – по решению собрания выделил бесплатно городскую сцену, обеспечил охрану, уборку территории.
Главного эколога г. Волжска Земницкую Аллу Васильевну и главврача Волжского района Зыбина Геннадия Ивановича - помогли оформить разрешение на аренду земли
Главврача ЦРБ Глазырина Андрея Юрьевича – организация медпункта, выделил одеяла в гостевой лагерь.
Обеспечил звук Андрей Баранюк (Йошкар-Ола).
Команда Андрея Баранюка из Йошкар-Олы, сделавшая потрясающий звук:
Олег Димаков, Николай Иванов, Владимир Кудрявцев, Эдуард Димаков
Свет – «Империя звука» Иван Блямов (Йошкар-Ола)

* * *

Рассказ о том, как прошел первый Международный музыкальный фестиваль Андрея Баранова «Мамакабо»

Для многих музыкантов фестиваль начался с того момента, как все сели в большой двухэтажный автобус. Ехать до Волжска около 10 часов и время в кругу друзей пролетело незаметно. Конечно, как вы догадались, в автобусе, битком набитом музыкантами, поэтами, журналистами, бизнесменами, актерами было очень весело! Ольга Гусинская организовала горячее питание (т.е. закуску) и стало еще веселее. Звучала музыка, шутки, анекдоты… Так автобус с остановками наконец добрался до Волжска.
Приехали на место, посмотрели вокруг и все разом воскликнули: «Какая красота!». Чудесная река, удивительная природа, чистый воздух, а главное хорошее приподнятое настроение. Музыканты расположились в палаточном городке, охраняемом милицией, кстати, весьма добродушно настроенной не только к музыкантам, но и ко всем гостям фестиваля, которых съехалось очень много. В течении дня палатки в округе проведения фестиваля стали расти как грибы. Приезжали все новые и новые зрители со всех сторон света, кто на машинах, кто на поездах, а кто и на собственных яхтах!
Лично меня очень пугал вопрос с аппаратурой. Дело в том, что бардовскую песню можно спеть у костра под гитару, но сложную инструментальную музыку без хорошего звука не воспроизведешь. Удивительно, но сцена, свет и вся инфраструктура к тому времени была уже готова к работе. Причем организаторы не стали как-то экономить, а выставили аппарат по полной программе. В результате этого звук на фестивале был просто отменный! Хочется сразу поблагодарить звукорежиссеров Романа Ивановского и Анну Уткину за отличную профессиональную работу. Хочется чтобы хороший звук стал традицией, основным атрибутом фестиваля.
Вечером начался концерт, который продолжался до самого утра! Атмосфера была просто удивительной. Такой легкости и покоя в душе лично я не ощущал никогда! Природа, музыка, друзья, такое приятное общество добродушных зрителей… Какое-то чудо! В таком эмоциональном настроении никому не спалось. Вот только малая часть участников концерта.
«Квартет Ивана Смирнова» (Иван Смирнов – гитара, Сергей Клевенский – все духовые, Михаил Смирнов – ударные, аккордеон, клавиши, Дмитрий Сафонов – гитара)
Тамара Сидорова (скрипка), Александр Шишов (гитара) (экс-фольклорный ансамбль под управлением Владимира Назарова, экс-Своя игра)
«Грассмейстер» (Андрей Шепелев - вокал, добро, Тимур Ведерников – вокал, гитара, Евгений Билый – вокал, ударные, Сергей Мосолов – скрипка (экс-«Кукуруза»), Алексей Плещунов – бас-гитара) Москва
Ирина Сурина (Кукуруза)
Андрей Козловский (автор-исполнитель), Владимир Кожекин (губная гармошка), Грассмейстер
Энвер Измайлов
Дмитрий Четвергов
Дмитрий Малолетов
Группа «Бадлов» (Виталий Бадло – вокал, Олег Зарипов – гитара, Алексей Кадлубович – ударные («Мегаполис», «Лакмус»), Сергей Решетников – бас-гитара)
«Медвежий угол» фолк-рок Казань
Михаил Вырин - песни, вокал, гитара
Андрей Сидоров - аккордион, клавишные
Линар (Леныч) Ризатдинов -слайд-бас, горловое пение
Фаат Нагуманов - барабаны, перкуссия.
Ольга Конова – вокал
Наталья Кучер автор Казань
Болдырева Екатерина автор Казань
Алексей Лысиков – Ксения Федулова авторский дуэт
«Случайные связи» - импровизационный инструментальный проект (Александр Виажский – ударные, Тимур Ведерников – гитара, Олег Зарипов – электрогитара, Алексей Плещунов – бас-гитара, Сергей Клевенский – все духовые, Геннадий Лаврентьев – табла, скрипка, электрогитара)
И многие многие другие…

Все стихло, когда уже расцвело…
Второй день фестиваля начался со всеобщего заплыва в реке. Кто-то любит купаться в море, но поверьте, в реке есть своя прелесть! Прохладная вода вернула к жизни многих музыкантов, спавших за двое суток часа так 3 в общей сложности!
Концерт начался уже днем и продолжался, как и в первый день, до утра! Я в жизни видел и участвовал во многих концертах. Но такого не видел никогда. Это был какой-то поток добра и света. Я не мог понять: в чем же секрет атмосферы «Мамакабо»? Может быть музыканты играли с хорошим настроением, может быть зрители передавали теплоту чувств, может быть сердца людей слились в невидимую ткань, может быть как-то красота природы передавала удивительное состояние, а может быть Андрей, слушая на небесах выступления музыкантов, радовался, что прожил жизнь не зря! Но, скорее всего секрет в том, что вся сумма этих слагаемых довела концерт до такого уровня, за которым шоу превращается уже в какое-то магическое действо.
Фестиваль «Мамакабо» прошел с огромным успехом, которого даже никто, собственно, и не ожидал.
Прощаться с чудесными местами не хотелось, было как-то грустно. На обратном пути музыканты посетили место, где погиб Андрей (там у дороги стоит крест с мемориальной табличкой), а также могилу, где похоронен музыкант.
Но сказка не кончилась! Впереди будет еще много концертов! С рождением тебя «МАМАКАБО»!

автор Дмитрий Малолетов