Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

«Последний герой на острове скифов»

Интервью с одним из лучших вокалистов России Николаем Арутюновым.

автор: Дмитрий Малолетов

Я достаточно долго готовился к написанию этой статьи. Не поверите, но я зрел несколько лет! Казалось бы, что стоит набрать телефон, встретиться, поговорить и написать статью, типа, вот вопрос, а вот ответ. Но мне всегда казалось, что эта форма статьи не сможет отразить масштаб этой личности, а главное, не сможет показать той функции, которую Николай Арутюнов выполняет в нашей музыкальной культуре. И тема эта своей глубиной, в моем сознании, ушла так далеко, что я совершенно не удивился, что на выборах в Государственную Думу партия «Союз правых сил» не набрала даже 5% голосов. Какая же тут связь? Постараюсь найти слова…
Если внимательно посмотреть на состояние массовой российской музыкальной культуры, то можно сделать вывод, что борьба «западников» и «славянофилов» окончательно завершена. Западники потерпели самое сокрушительное поражение. Как вы понимаете под западниками подразумеваются музыканты, творчество которых основано на традициях западной музыки. Славянофилы же это те, кто играет музыку понятную нашему народу, близкую, прежде всего по духу, а также имеющую особенности по чисто музыкальным категориям – по гармонии, мелодии и ритму. Одесская цыганочка из нашей музыкальной жизни полностью вытеснила намеки блюзового лада. Стоит отметить, что блатной «шансон», исполненный бывшим зэком или тем, кто под него косит в музыкальном отношении практически ничем не отличается от глубокой философской авторской песни, исполненной поэтом-музыкантом из интеллигентной среды. Те же аккорды, та же мелодика, тот же «бой» (ритм), та же ненастроенная гитара, звучащая как консервная банка (правда есть приятные исключения). Отличается только текст. Протяжная мелодия «донских казаков», никак не состыкуясь со свинговым ритмом, заполнила оставшуюся часть музыкальных частот. Все это усугубляется еще MIDI-аранжировками со знакомым октавным басом и «азбукой Морзе» в аккомпанементе. Мужские голоса исполнителей более напоминают пение евнухов вибрирующим тенором, лучше сказать «лирическим козлетоном». И все это припудривается одинаковым эстрадным балетом, петушиными костюмами в блестках и статьями в журналах с фотографиями построенных многоэтажных дворцов. То что мы, россияне, относим себя к западной цивилизации, глядя в музыкальное зеркало, выглядит, мягко говоря, не убедительно…
При социализме, в рокерских кругах, бытовало мнение, что наша музыкальная культура, ввиду ее идеологической направленности, не имела возможности свободного развития. В результате этого, наша эстрада приняла такие специфические (в какой-то степени уродливые) формы, которые выработались и держались исключительно за счет проводимой политики. Казалось, вот рухнет коммунизм, наступит полная свобода и появится в новой России свой, Zeppelin или Purple, вырвется из полуподполья джаз… Появятся русские хиппи, не желающие жить по законам своих отцов, которых не за что уважать, тем более уж испытывать к ним особую гордость. Артисты перестанут лизоблюдить советской власти и начнут создавать общемировые культурные ценности. Но увы… Этого не произошло… Вместо Zeppelin появился «Ласковый май», основав целую музыкальную систему – совковый стиль, в котором сейчас работают все российские аранжировщики и композиторы. Хиппи, естественно, не появились. Наоборот, молодежь с завистью смотрит на своих отцов, сумевших за несколько лет сделать состояние, намертво «присосавшись к трубе». (Видно русские хиппи появятся через пару поколений…и можно будет точно посчитать насколько мы реально отстали в развитии). А музыканты играют то, за что платят деньги. Таким образом, оказалось, что все гораздо глубже и пережитки коммунизма в нашей жизни имеют не просто эпизодические проявления, а что ни на есть его продолжение. Сейчас, идеология уже не так влияет на музыку. Шоу-бизнес, по законам экономики (спрос-предложение), выдвигает на сцену тех артистов, которых заказывает публика. И что же в конечном итоге мы видим? Включите телевизор и посмотрите. Особенно пугающая тенденция явно проявляется в последние годы. Такое ощущение, что музыканты, обслуживающие новую власть, выполняют некий социальный заказ. Сейчас уже не модно петь для бандитов типа «Люберцы мои», на повестку дня выходят более злободневные темы про «моряков, которые среди туманов дойдут до родных берегов»… Многие скажут, а что же в этом плохого? Нельзя сплошь заниматься самокритикой! Надо же поднимать дух народа! Но плохо то, что все эти песни пишутся не с чистым сердцем, а просчитываются дельцами с хитрыми бегающими глазенками. То есть эти авторы и исполнители, как говорится, «проруливают фишку», внимательно изучая массовое сознание, а главное подыгрывая тем, кто этим народом управляет. И это делается настолько очевидно, что назвать это просто пошлостью и жуткой безвкусицей было бы слишком высокой оценкой. Все это для того, чтобы получить дивиденды. Кто-то их получает в виде эфиров в праздничных концертах, кто-то даже чайком после концерта может побаловаться с первым лицом государства. Приходится только удивляться как это до сих пор никто не сочинил песню о том, как «мечтает увидеть белые ночи одинокий разведчик в Берлине». Кстати, тема еще на четыре года (а быть может и больше) весьма актуальна.
Многие читатели могут подумать, а к чему, собственно, это столь длинное и непатриотичное вступление? Ну вот такие, как сказал поэт, «скифы мы, скифы». Из этого всего надо сделать правильный вывод: то есть следует, что надо как-то приспосабливаться к местным условиям. Нельзя же ананасы и бананы выращивать когда за окном девять месяцев в году лежит снег. Ну если наш народ, имея свои музыкальные корни, вследствие необразованности и оторванности от основного древа развития мировой музыкальной культуры, эту музыку не воспринимает, значит зачем ее играть? Многие так и перескочили на более выгодную тему, будучи в прошлом даже звездами мировой величины. И выглядит все это анекдотично… Однако есть в нашей стране музыканты, которые (сказать без пафоса трудно) до конца несут свой крест, которые в силу своего таланта и характера никак не желают подстраиваться под вкусы толпы. Что движет этими людьми? Почему они отдают всего себя делу с туманными перспективами, сознательно идут на материальные убытки, порой чувствуя за спиной ухмылки «состоявшихся стадионных гастролеров», пытаясь во что бы то ни стало вырастить свой «экзотический сад». Конечно, однозначно ответить на этот вопрос нельзя, но в большой степени отойти от своего предназначения по истине талантливым людям мешает творческая совесть, которая держит человека в неком коридоре из которого выйти, означает уйти от самого себя, и, в конечном итоге, стать кем-то другим. На протяжении полутора лет я общался с Алексеем Козловым, готовя серию статей «К 30 летию группы Арсенал». В одной из бесед, Алексей Козлов выразил удивительную мысль о том, что талант - это божий дар, а за подарки приходится расплачиваться потерей чего-то другого. Талант человеку дан для того, чтобы посредством его Бог мог сказать людям нечто большее, чем он говорит каждому из нас «на ушко». Развивая эту мысль, можно сделать вывод, - если человек, которого бог выбрал для выполнения какой-то цели, не исполняет своей миссии, своего дара он лишается за не надобностью. А еще хуже если талант направляется на обслуживание животной части человека - чтобы «есть сладко и спать мягко»… Совершенно точно, что в одно раннее утро этот человек проснется уже бездарем, хотя все это для него пройдет как бы не заметно. Так добиваясь результата в одном, он, по закону равновесия, неминуемо теряет в другом. Одаренный человек должен служить, поняв когда-либо каким-то образом свое предназначение, свое место в этом калейдоскопе жизни.

Николай Арутюнов относится к высшей касте российских музыкантов. И дело здесь даже не в его удивительном голосе и музыкальных данных. Это только внешняя сторона. На сцене этот человек не просто поет песни, развлекая публику. Иногда кажется, что он выполняет странную миссию – настраивает приболевшее российское ухо на общечеловеческие культурные ценности, показывает слушателям, что на земле есть и другая музыка и, главное, что «Мы тоже умеем петь». Арутюнов выполняет функцию ледокола, пробивая мощью своего голоса и силой характера тяжелые льды непонимания и темноты. Всем, кто пойдет по его следу будет легче - почва восприятия уже подготовлена. По своим природным данным этот певец уже с десяток лет мог бы занимать «почетное» место в «отечественных поп – звездах». С его голосом, манерой, знанием стилей, а также авторитетом и связями в музыкальном мире спеть и раскрутить очередную «Погоду в доме» не составляет особого труда. Было бы желание… Но в этом случае он бы уже стал не Арутюновым, а кем-то другим… Более того, Николай Арутюнов не только не старается приблизиться ко вкусам современной российской «элиты», идя на некий компромисс, а наоборот, всячески удаляется от нее. Начав свою карьеру как блюзовый вокалист, пройдя через классический хард-рок, последние годы он сделал крен в сторону фанка – музыки, которая вследствие ее ритмической сложности, в нашей стране не имеет никаких корней вообще. Такое впечатление, что Арутюнов, как творческая личность развивается не зависимо от окружающей среды, от требований сегодняшнего дня. Его часы показывают мировое время и совершенно не стараются контролировать время московское. И еще, анализируя творческий путь Н. Арутюнова кажется, что он всеми силами хочет заполнить ту пустоту российской музыкальной жизни, которая обусловлена нашим объективным отставанием от мировой культуры.
Все же не выдерживаю и хочу читателям рассказать одну историю. Лично для меня она показательна и отражает всего Арутюнова и как творческую личность, и как личность в общечеловеческом плане. А было дело в клубе Форте, где состоялся концерт Николая Арутюнова и его группы “Funk You”. Парковал я свою машину метров за сто от клуба. Вокруг все было заставлено всякими Меренами и Инфинити. В клубе собралась веселая компания, уверенных в себе людей. Уже на первой вещи этот повеселевший народ пустился в пляс! Вообще в клубе «Форте» танцевать не принято (он для этого просто не приспособлен), но администрация повела себя по принципу «клиент всегда прав». После очередной песни Николай Арутюнов резко усадил на места всю эту подвыпившую компанию. Причем, усадка происходила достаточно в жесткой форме: «Здесь проходит концерт Николая Арутюнова и группы “Funk You”, а для танцев есть другие места!». Что в принципе означает: «Не хотите нас слушать, прилично сидя за столиками, – собирайте манатки и двигайте куда-нибудь в «Кристалл» или другое «бычье» заведение» (перевод автора). Да, сейчас многие музыканты добровольно приняли роль цыган, поющих для барина. «Заплатите и я спою, что хотите, и даже более того…» Музыканты продают не только свою музыку, но и самих себя, превращаясь в обслуживающий персонал. А в принципе, могут сказать многие, что плохого в том, что народ танцует, ведь фанк самая что ни на есть танцевальная музыка! По сути задача фанка сделать так, чтобы все в зале начали двигаться в такт. Но Арутюнов, усаживая народ на свои места, как бы хотел сказать: «Вы так ничего не услышите, не увидите, не поймете. Сядьте послушайте и посмотрите, желательно трезвыми глазами, на мельчайшие нюансы аранжировок, на то как звучит оркестр, на то как играют музыканты, на голоса. Или хотя бы не мешайте слушать музыку другим!». Арутюнов выполняет миссию, сознательно или подсознательно уже не важно. И все что он делает направлено только на одну цель – показать красоту любимой музыки и передать свою любовь к этой музыке всем слушателям, заразить их фирменным звучанием. И так происходит на протяжении всей его творческой деятельности!
И в заключении вступительной части хочется несколько слов сказать о патриотизме. Конечно, можно выглядеть любителем русской песни, делая секвенсорные обработки «Калинки-малинки». Гораздо труднее рассмотреть патриотизм, когда поешь рок-ролл, блюз или фанк, тем более на английском языке. Стремление в России играть музыку на высочайшем профессиональном уровне, отдавать ей все свои силы, постоянно учиться и повышать квалификацию, словом быть Профессионалом в своем деле, на мой взгляд, гораздо больший патриотизм, чем цинично поигрывать на чувствах униженных офицеров, которых ожиревшие власти пытаются хоть как-то накормить «духовными» ценностями. Истинный патриот должен быть таким, чтобы вся страна им гордилась, а не вызывала у всего цивилизованного мира улыбку или недоумение. И Н. Арутюнов один из немногих музыкантов, который может доказать, что и у нас есть музыканты с большой буквы. Именно они являются истинным авангардом нашей культуры, прокладывая путь следующему поколению, не отягощенного тяжелой наследственностью.
Мы встретились с Николаем Арутюновым для интервью. Беседовать с этим человеком не просто интересно, но и во многом поучительно. Надеемся, что общение с этим удивительным человеком не пройдет для вас бесследно.

История группы «Лига блюза»
По материалам буклета CD выпущенного к 15-летию «Лиги Блюза»
«Лигу блюза» я собрал в 1979-м году. Первая попытка образования группы, правда, была еще тремя годами раньше, но просуществовала только пару месяцев. До этого «Лиги» я уже лет десять пел в разных никому не известных ансамблях. (Н. Арутюнов начал петь в школьных ансамблях еще в 11 лет – прим. автора) И везде сталкивался с одной и той же проблемой – все они хотели быть «битлами», а я однозначно «роллингом». Лишь эпизодически главенствующее большинство позволяло мне после сплошного «Let it be» немного «Let it bleed». Наконец, мне все это надоело и я решил сколотить свою группу, которая бы целиком концентрировалась на ритм-энд-блюзе. Само название группы «Лига Блюза», правда, было придумано чуть позже.»
«…Время для образования ритм-энд-блюзового коллектива было не совсем удачное. В мире блюз бум 60-х давно закончился, а блюз-ренессанс 80-х еще не начался. Про СССР вообще говорить нечего. Правда, на фоне всей той безнадеги был один просвет. В 79-м году в Москву приехал B.B. King! Старт «Лиги блюза» совпал с этим невероятным событием! Уже тогда, наблюдая за реакцией зрителей в зале я со всей остротой понял, что играть блюз в нашей стране будет делом тяжелым.
Где-то с пол-года я искал музыкантов, знакомых со стилем и базу для репетиций. Наконец, нашлись музыканты и нашлись люди рискнувшие у себя принять «чуждый элемент». Это были комсомольцы нефтегазового НИИ. В обмен на возможность репетировать мы должны были играть там по «красным датам». Первый такой опыт не заставил себя долго ждать. Первомай! Мы сыграли всего четыре или пять «произведений», но этого оказалось достаточно, чтобы ансамбль понял «радужные» перспективы блюза на Руси. На сцену пошатываясь и краснея глазами взошел утонченный знаток музыки и сказал, ставшую потом, крылатую фразу: «Что вы нам тут Баха играете?!»
«…В 1987-м году образовался центр Стаса Намина, куда я был приглашен для создания «Лиги блюза» уже на профессиональной основе. Уже первые концерты принесли нам успех. С этого периода мы стали более-менее известны широкой публике.
Во времена перестройки заграница перестала быть для нас миражем. В мае 88-го года мы поехали на гастроли в Швецию, а в июне в Колумбию и Перу. Особенно запомнилась поездка в Латинскую Америку. В силу национального темперамента принимали нас там просто потрясающее! На фестивале в Боготе было 60 тысяч зрителей. О нашей группе писали все ведущие газеты. А одна газета даже написала, что, дескать, ничего удивительного в успехе «Лиги Блюза» нет – ведь в России давние блюзовые традиции: в минуты отдыха блюз любил слушать… Ленин. Можете себе представить, что с нами было, когда мы это прочитали.»
(Из материалов буклета CD, выпущенного к 15-летию «Лиги Блюза»

- Николай! «Лига блюза» действительно полностью оправдывает свое название. Ведь из этого коллектива вышло целое созвездие российских блюзмэнов, которые сейчас звезды этого жанра.

Да, Сергей Воронов – гитарист «Лиги блюза» - сейчас лидер «Crossroads». Боря Булкин организовал «Stainless Blues Band» . Маша Кац впервые представляла Россию на Евровидении, что сделала достойно. Игорь Кожин – великолепный гитарист, лидер группы «Треф», сейчас у Кости Никольского… Можно назвать много имен, кто играл в «Лиге блюза» и получил в ней хорошую профессиональную школу.

- Скажи, почему в современных попсовых коллективах музыканты деградируют и постепенно «умирают», а в таких группах как « Лига Блюза» они «произрастают» и становятся звездами?

Ничего удивительного в этом нет. «Лига блюза» всегда был здоровым организмом, в котором всегда присутствовал особый дух. В «Лиге блюза» играли музыканты, которые любили свое дело и хотели стать крутыми профессионалами. И, кстати, моей какой-то особой заслуги в том что «Лига блюза» плодотворно влияла на рост музыкантов, нет. Я в группе никого никогда играть не учил. Просто старался чтобы музыкант максимально раскрылся в рамках стиля. Мы учились друг у друга, влияли друг на друга и вместе росли профессионально. Это было особое «варево».

- Сейчас ты создал новый проект (более подробно чуть ниже). Почему «Лига блюза» не выступает? Она распалась окончательно?

Нет «Лига блюза», так скажем, в «академическом отпуске». Сейчас мы собираемся только в исключительных случаях. А причины… Наверное все дело в том, что музыканты начали участвовать в различных, более коммерческих проектах. Конечно они были очень востребованы. Постепенно «Лига блюза» превратилась в «санаторий» в котором отдыхали и играли себе в кайф, в свободное «от работы» время. Но я при этом чувствовал себя директором «санатория», который смиренно, сложа руки, ждал заезда «отдыхающих». Меня такая ситуация естественно не могла устраивать. Ведь из-за этого слетали концерты «Лиги блюза». А так как я в силу традиций наших взаимоотношений не мог, да и не хотел, вмешиваться в их жизнь, я просто закрыл «санаторий».

- Как пришла идея создать проект «Четверг Арутюнова»?

Я всегда был открыт для других стилей и это, кстати, сказывалось на звучании «Лиги блюза», что не всегда соответствовало концепции группы. Со временем я понял, что «Лига блюза» должна существовать в более традиционных рамках, но и отказываться от других стилей я не хотел. Просто надо было отделить одно от другого. Так возникла идея создания хард-роковой группы «Четверг Арутюнова», тем более что с Димой мы друзья и часто играли вместе.

- Я слышал еще не выпущенный альбом «Четверг Арутюнова»! (В момент окончания написания статьи альбом уже вышел в свет) Поработали вы на славу! Мне кажется, что на таком уровне, так фирменно хард-рок в нашей стране еще никто не пел! И, кстати, очень хорошо записано!

Да, над этим альбомом мы работали очень долго. Хотелось выжать максимум из того оборудования, которое имелось в студии. Я могу сказать, что в плане звукозаписи это лучшая работа в моей карьере, в которую я вложил весь свой многолетний опыт студийной работы с «Лигой Блюза».
( Здесь хочется сделать небольшое отступление и сказать пару слов. То, что Арутюнов прекрасный вокалист лишний раз говорить не стоит. И в исполнении хард-рока, той музыке которая напрочь отсутствует в российском музыкальном спектре, он непревзойденный мастер. Но на этом диске он проявил себя как наверное нигде! Это касается бэк-вокала (подпевок), которые он сделал многоканальным наложением. Звучит потрясающее! Некоторые песни в плане аранжировок изменены кардинально. Это довольно смелый шаг. Но это и интересно – песни получают какую-то новую жизнь. Также следует отметить блестящую игру Дмитрия Четвергова и других музыкантов. Если вы любите рок, то обязательно послушайте этот диск! Прим. автора)

-Сейчас группа «Четверг Арутюнова» уже история… В чем же причина того, что группа распалась?

Ну, во-первых, мы играли три года и это достаточный срок. Стоит пояснить, что когда я хочу создать какой-либо проект, в первую очередь, я ставлю цель. Цель группы «Четверг Арутюнова» - поиграть кавер-версии любимых песен, изучить стилистику, манеру, пропитаться духом этой музыки, т.е. пропустить этот жанр через себя. Кстати, поэтому у нас с Димой были некоторые чисто творческие разногласия. Он по своей природе новатор, а я традиционалист. Я не против современного звучания, тем более не против собственных аранжировок. Но дух музыки нужно обязательно сохранять. А Дима в процессе осовременивания заходил, на мой взгляд, слишком далеко. В данном случае мы выступили как два продюсера у которых разные представления о том как должна звучать группа. И здесь изначально в проекте уже была трещина, которая рано или поздно не дала бы группе развития. Но это заметьте чисто творческие вопросы. В человеческом отношении мы остались добрыми друзьями и при случае с удовольствием играем вместе.

- Следующий этап твоего творчества – создание фанк-проекта? Сейчас ты играешь с группой «Funk You». Этот крен в фанк чем обусловлен?

Я всегда любил фанк, а в последние годы полюбил этот стиль еще больше. Как и ритм-энд-блюз фанк – черная музыка. Но это несмотря на кажущуюся близость - это разная музыка. И это касается, прежде всего, ритма. Для того, чтобы освоить этот стиль, недостаточно только слушать музыку. Ее надо переиграть, повторюсь, надо пропитаться этой музыкой до самого основания и только в этом случае придет истинное понимание стиля.

(Всем читателям IN/OUT настоятельно рекомендуется заглянуть в афишу и найти время, чтобы получить удовольствие от выступления Николая Арутюнова и группы «Funk You». Я уверен, что нет ни одного читателя IN/OUT (как мне кажется, что нашим журналом интересуются люди с правильной музыкальной ориентацией), кого бы этот концерт оставил равнодушным.)

- Теперь хочется поговорить о проблемах русского языка в западных стилях музыки. Многие российские блюзовые музыканты, а также ориентированные на исполнении фирменной музыки, считают, что все западные стили можно петь только на английском языке. То есть на русском фирменная музыка превращается в «совковую». Но ты сочинял песни в «Лиге блюза» песни на русском и звучало это очень гармонично. Что ты думаешь по этому поводу? (Хочется особо заострить внимание читателей на том, что Николай Арутюнов… филолог, выпускник филфака МГПИ)

Конечно, на английском языке эта музыка звучит более естественно, но блюз и другие стили вполне можно петь на русском. Основные сложности это фонетические и метроритмические особенности нашего языка. Поэтому приходится очень серьезно работать с текстом. Но есть и другая особенность - это стереотип звучания. Когда человек слушает песню на английском, он воспринимает голос как некий солирующий музыкальный инструмент. То есть все внимание концентрируется на музыке. Когда же, к примеру, блюз звучит на русском, слушатели невольно воспринимают и сам смысл текста, который может испортить впечатление. Если просто перевести английский текст известного блюза на русский и спеть, то уверяю вас многие будут разочарованы. Поэтому, чтобы блюз хорошо звучал на русском языке надо решить несколько задач и сделать это довольно не просто, хотя возможно.

- В проектах «Четверг Арутюнова» и с группой «Funk You» ты исполняешь исключительно кавер-версии на английском языке. Не приходила ли тебе мысль в этих стилях сочинить музыку собственного сочинения на русском языке.

Нет, как я уже говорил, эти два проекта изначально имели определенную цель – играть исключительно кавер-версии. Вот «Лига блюза» всегда была двуязычная группа, это ее концепция. И в рамках этой группы исполнять свои песни не только было можно, но и необходимо.
(Кстати, в «Лиге блюза» были свои русскоязычные хиты, например, озорная песня со словами Н. Арутюнова; «Не держите вашу дочь, под контролем день и ночь…»

- Не возникало ли у тебя желание быть немного «поближе к народу», т.е. создать коммерческий попсовый проект? Ведь сейчас многие рок-музыканты пытаются приспосабливаться к «условиям», постепенно переходя на исполнение городского романса в тех или иных формах…

Ты знаешь в начале восьмидесятых мы с «Лигой блюза» как-то было попытались пойти на компромисс. Нужно было накопить денег на свой небольшой аппарат. Вот мы и решили попробовать заработать деньги «халтурами», - играть на свадьбах. Но наш репертуар надо было корректировать. Когда публика была уже в хорошем подпитии, мы могли играть фирменные вещи на английском языке. Народу в том состоянии уже было все равно. Но первое отделение, его надо было составлять исключительно из тогдашних народных хитов! Мы разучили несколько популярных в то время песен (до сих пор помню «Малиновку») и пришло время работать на первой свадьбе. После первого отделения некоторые еще трезвые гости подошли к нам и в жесткой форме высказали свою обиду. По их мнению я их любимые песни пел со «стебом» (т.е. с насмешкой – прим. автора). Но я ведь старался. Все свое умение я вкладывал в исполнение, но получалось как-то не органично. Да, именно, не органично! Я уже тогда понял, что никогда не смогу спеть эти песни адекватно. Петь то что не люблю, у меня не получается.

- И за большие деньги не согласишься?

Даже если, ко мне сейчас придет продюсер с миллионным бюджетом с перспективами мощной раскрутки, огромных гонораров, я никогда не пойду на это даже не по идейным соображениям, а по чисто реалистическим. Я не смогу сделать эту работу на должном уровне, так как не знаю законов этой музыки, манеры исполнения, да в конце концов мне становится просто физически хреново от этой музыки.

- Вообще ты слушаешь радио, смотришь музыкальные передачи по ТВ? Как ты воспринимаешь то, что наша музыкальная культура не только не приближается к «фирме», а наоборот идет куда-то в сторону?

Я редко смотрю музыкальные передачи… Вообще, это проблема нашего времени. Упадок происходит во всем мире, в том числе и в Америке и особенно в Англии. Мне иногда кажется, что после нашего поколения рок-музыки, в той форме в которой она была задумана, уже не будет. Дух 60-х, 70-х годов, на котором держится вся эта культура, постепенно уходит. А новый рок – он какой-то другой.

- Хочется задать тебе странный вопрос. Не становится ли тебе обидно за то, что люди, которые не имеют даже элементарных музыкальных данных, изображая под «магнитофон» певцов, становятся звездами и собирают Кремлевские дворцы? Тебе, отдавшего всю жизнь оттачиванию мастерства, каково в этот момент?

Я об этом вообще не думаю так как прекрасно понимаю свое место в музыке. Каждый из нас имеет выбор и живет согласно со своими принципами и творческими задачами. И если человек живет в гармонии с самим собой, то ему не что жаловаться. Надо просто идти своей дорогой, а остальное уже от нас не зависит. То что я всегда пел то, что хочу, да еще получал за это деньги, в нашей стране уже достижение.

- Когда же кончится «академический отпуск» «Лиги Блюза»?

Я постоянно думаю об этом. Вообще, все мои музыкальные проекты последних лет направлены на то, чтобы изучить разную музыку. В рамках «Лиги Блюза», как уже отмечал, я не смог бы исполнять хард-рок, фанк и другие стили. А в конечном итоге, играя разную музыку я развиваюсь как музыкант, набираю музыкальный опыт, который в будущем понадобиться в «Лиге Блюза» нового образца. Поэтому «Лига Блюза», я надеюсь, появится на новой качественной ступени. И произойдет это, возможно, уже скоро.


- Николай, спасибо тебе за интересное интервью. Мы надеемся, что твое творчество будет радовать всех твоих многочисленных поклонников. Удачи тебе!

В заключении хочется сказать несколько слов. Во-первых, очень жаль, что рамки статьи не позволяют описать подробно некоторые моменты жизни и творчества этого потрясающего музыканта. Многие темы нашей беседы, вообще не вошли в статью, хотя были бы очень интересны читателям. Общаясь с Николаем, глядя на творческий путь этого певца нельзя не уважать этого человека. Когда-то один молодой музыкант мне сказал, что у нас в России нет традиций, нет музыкантов такого уровня, на которых можно было равняться. Типа, «Где, укажите нам отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?». Да, у нас мало людей, которые служат искусству, а не используют искусство, но они есть. И среди них особое место занимает Николай Арутюнов – наша гордость, музыкант, который, выступая с западными звездами, достойно представляет нашу страну.
И еще прошу обратить внимание на один момент. В наш век, когда большинство «музыкантов» идут на все, что бы заработать деньги, есть человек, который живет по своим внутренним законам. «Заморозить» раскрученный гастролирующий брэнд «Лиги Блюза» для того, чтобы освоить другие стили музыки, по сути начиная новые проекты с нуля, сможет далеко не каждый. И это касается не только экономических потерь. Здесь нужна смелость, какой-то мальчишеский азарт и вера в свои силы. А ведь можно было «вцепиться зубами» в свои несколько хитов, в раскрученное имя и иметь и жизнь поспокойнее и гонорар, наверное побольше. Но выбор Арутюнов сделал другой, - не стал останавливаться на достигнутом этапе. Всегда идти вперед, охватывая новые музыкальные пространства. Как тут не вспомнить афоризм: «Для того, чтобы подпрыгнуть повыше, надо присесть пониже». Можно сказать с уверенностью, что ту школу, которую прошел этот певец, тот музыкальный багаж, ритм-н-блюза, хард-рока, фанка не может не дать поды. И все это мастерство, наработанное многими годами, направлено для того, чтобы поднять «Лигу Блюза» на новый уровень! Да, это судьба, судьба музыканта, которая видимо готовит Николая Арутюнова к той высоте, к такой вершине, которую этот Человек заслуживает.