Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Почему звучит контрабас

 


Контрабас в настоящее время является довольно редким инструментом. В легкой музыке его вытеснила бас-гитара. Тем не менее, нельзя не отметить, что у контрабаса есть своя прелесть, которую нельзя заменить. Звучание контрабаса напоминает дыхание и этот звук создает неповторимую атмосферу, мягкую подушку, для других инструментов оркестра. В классической музыке, контрабас считался, наверное, самым не престижным инструментом. Есть множество анекдотов, например, - «Преподаватель спрашивает: «Что такое большая секунда?» Студент отвечает: «Это когда два контрабасиста играют в унисон…». Даже в литературе контрабас выглядит не в лучшем свете.
«…Взгляните на него хоть раз. Он выглядит, как жирная, старая баба. Бедра слишком низки, талия - совершенное несчастье, вырезанная слишком высоко и недостаточно тонкая; и к тому же эта узкая, висячая, рахитичная плечевая часть - просто с ума можно сойти. Это происходит потому, что контрабас - гермафродит, по природе своего развития. Внизу - словно большая скрипка, вверху - как большая гамба. Контрабас - это самый уродливый, самый неуклюжий, самый неэлегантный инструмент, который когда-либо вообще был изобретен. Леший среди инструментов.»
Патрик Зюскинд. Контрабас.

В классической музыке контрабас не вышел за границы оркестрового аккомпанирующего инструмента. Все изменил джаз…
В джазе контрабас показал себя полноценным солирующим инструментом. Сколько виртуозов подарил миру джазовый контрабас!
В настоящее время контрабас оснащается звукоснимателями, специальными микрофонами, вследствие чего появились разновидности электроконтрабасов. Техническая революция коснулась и этого инструмента.
Однако все контрабасисты сталкиваются с большой проблемой. Озвучить этого «лешего» достаточно трудно.
В данной статье мы поговорим о разных аспектах звучания контрабаса и проанализируем те моменты, которые влияют на звучание контрабаса в оркестре. Для этого, мы пригласили для интервью одного из лучших контрабасистов России Вартана Цатуряна, который является не только прекрасным музыкантом-мультиинструменталистом (прекрасно владеет многими музыкальными инструментами – фортепиано, флейта, саксофон), но и имеет инженерный талант. Так он сам лично сконструировал звукосниматель для контрабаса, который дает гораздо лучший результат относительно дорогих фирменных систем. Кроме этого, он сконструировал электроконтрабас, который звучит на редкость хорошо. В общении лично я понял, что дело даже не в звукоснимателях. Этот человек в плане звука далеко выходит за границы сугубо технических наук. Ведь звучание контрабаса надо рассматривать в контексте ансамбля, а не изолированно.
Я надеюсь, что данная статья будет полезна не только непосредственно контрабасистам, но и звукорежиссерам, саундпродюсерам, аранжировщикам и конечно бас-гитаристам.

Цатурян Вартан

Преподаватель Института Современного Искусства, Государственного Музыкального училища Эстрадно-джазового искусства, Детской Музыкальной Школы им. Р.М.Глиэра по классу: инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль, импровизация.
В разные годы преподавал: звукорежиссуру, производство звука струнных инструментов, оркестр, контрабас, флейту, саксофон, джазовый рояль, аранжировку для биг-бэнда.

Официальный аккомпаниатор-контрабасист фестивалей: «Рояль в джазе», «Многоликая гитара». Постоянный басист трио Ю.И.Маркина, группы «Волшебный ветер».
Как контрабасист и флейтист участвовал в постановке 7 опер Ю.И.Маркина.
Главный звукорежиссер московского клуба «Апшу». Работал приглашенным звукорежиссером в клубах: «Китайский летчик», «Вермель», «Гоголь», «Дом», «Проект ОГИ», «Архитектор», ТВЦ.
Консультант звукозаписывающей студии «Sound-Service».

Предисловие
В этой статье я воздержусь от каких-либо конкретных советов в пользу общих принципов. Кроме того, практические наработки следует доверять человеку, а не бумаге, хотя бы потому, что у нее нет ушей.
Основой качественного звука контрабаса является разрешение основных противоречий, возникающих в ходе исполнения музыки и затрудняющих разборчивость басовой партии. Именно разборчивость позволяет управлять звуком баса в общем звучании. Каждый контрабасист с ростом музыкального опыта находит свое решение этих задач. Рассмотрим их на примере обычного джазового состава из четырех музыкантов: саксофониста, гитариста, контрабасиста и барабанщика; и набора приборов, участвующих в создании звука.
Контрабас + гитара.
Оба инструмента струнные, поэтому, если они сочетаются, то ансамбль звучит потрясающе слаженно, а если конфликтуют, то в общем звучании наблюдается дискомфорт.
Основная проблема в этом взаимодействии состоит в том, что гитара всего на одну октаву выше контрабаса. Диапазон контрабаса – примерно 2,5 октавы. Наличие в гитарном аккомпанементе низких звуков, взятых на 5-6 струне (т.е. в диапазоне партии баса), создает низкочастотные биения, связанные с неточной настройкой инструментов, с детонированием струн при прижатии их к ладу, с детонированием струн при случайной подтяжке пальцами (особенно часто бывает на 5-6 струне у гитаристов), при неточном интонировании контрабаса (что характерно для безладового инструмента).
Возможные решения:
1. Ограничить диапазон баса игрой в одной октаве на 3-4 струне (не выше). Следствие: смещение аккомпанирующих партий контрабаса и гитары в низкую часть спектра.
2. Исполнение аккомпанемента гитары очень отрывисто, практически точечно, чтобы исключить зарождение биений. Следствие: не во всяком стиле музыки такое возможно.
3. Исполнение контрабасом своей партии крайне отрывисто, чтобы исключить возникновение биений. Следствие: не очень хорошее сочетание солирующей линии саксофониста с басом, не имеющим сустейна.
4. Размещение партий гитары и контрабаса в общей фактуре непересекающимся образом (не одновременно).
5. Завышение гитарного тембра путем исключения низкочастотных составляющих (обрезка по низам) и насыщения высокочастотными составляющими (overdrive).
6. Ограничить диапазон гитары (не играть на 5-6 струне аккомпанемент, сместив все аккорды в верхнюю часть диапазона инструмента).
Отметим, что проблема не возникает, если гитарист ведет солирующую линию, а не аккомпанирует, поскольку выполняет иную задачу, чем аккомпанирующий бас. Нерешенность этих задач вынуждает звукорежиссера сильно резать конфликтные тембры эквалайзером или уменьшать один из них в общем звучании.
Контрабас + саксофон.
Основным достижением джазовой музыки является удивительное свойство спонтанной импровизации отражать гармонию. Это возникает благодаря сочетанию баса и мелодии. Поскольку басист основывает свою партию на обыгрывании первой ступени аккорда, то солист, обыгрывая третью и седьмую ступени аккорда, обеспечивает ясную гармоническую окраску. Для того, чтобы сочетание баса и мелодии было возможным, необходимо озвучивать эти инструменты аналогичным образом, поскольку аккорд, звуки которого взяты несочетающимися тембрами, превращаются в звуковую мешанину (Римский-Корсаков, Учебник по оркестровке, ч.1).

Основные проблемы.
Несочетаемость тембров, из-за чего гармония перестает различаться; плохой баланс между мелодией и басом.
Возможные решения:
1. Отправить сигнал контрабаса в пульт напрямую, а не в комбик, чтобы балансом управлял звукорежиссер.
2. Обрезка частотной характеристики контрабаса и саксофона в тех местах, где они пересекаются и конфликтуют.
3. Для проявления гармонии требуется, чтобы басовая партия была столь же мелодичной, как и партия саксофона, то есть обладала достаточной певучестью, сустейном и выразительностью.
В случае неудачного сочетания мелодии с басом, звукорежиссер, как правило, уменьшает контрабас в общем звучании, отдавая преимущество выразительной линии солирующего инструмента.
Контрабас + барабаны.
Барабаны являются множественным инструментом, состоящим из многочисленных инструментиков с особыми тембрами, поэтому следует рассмотреть сочетание контрабаса с различными частями барабанной установки.

Бас + бочка.
Низкий, гудящий звук неприглушенных передней и особенной задней мембран бочки, настроенных на конкретные ноты, в сочетании с басом порождает низкочастотные биения. Обычно для их устранения:
1. Мембраны глушатся поролоном (лучше всего куртками музыкантов).
2. Микрофонный сигнал бочки укорачивается гейтером, если прямой звук бочки не пролазит со сцены в зал.
3. Из тембра бочки вырезаются те части спектра, где она конфликтует с басом.
Или укорачивается звук контрабаса с той же целью – предотвращения низкочастотных биений.
При неразрешенности этого конфликта, в зависимости от стиля музыки, либо бочка, либо бас будут уменьшены в общем звучании.
Бас + тарелка.
Проблема непопадания баса в тарелку имеет две равно важных стороны.
1. Тембральная несочетаемость.
2. Несовпадение во времени.

1. У всех тарелок разные тембры, что и является большим преимуществом барабанов, как уникального многотембрового инструмента. Поэтому следует рулить звук контрабаса по спектру, подгоняя на практике его тембр к тембру барабанного железа, которое тоже надо выбирать с умом, пока эта сочетаемость не будет достигнута. Для пьес в разных темпах следует использовать железо с разным сустейном.
2. Что касается временных характеристик басовой партии, то это следствие контрабасовой техники, которая как минимум уже четырежды сменялась, начиная с прошлого века. Наибольшее влияние на нее оказали: переход с жильных струн на металлические (и, соответственно, изменение конструкции контрабаса); использование четырехпальцевой техники левой руки, ставки для игры в дополнительном высшем регистре и других новаторских методов русских (Бездельев, Тарасов), австрийских (Краузе) и немецких контрабасистов; использование микрофона, пьезо-кристаллов и магнитных датчиков для озвучивания баса.


Рассмотрим теперь проблемы, возникающие при озвучивании контрабаса.

Контрабас + звукосниматели
Звук контрабаса может сниматься микрофоном, пьезо-кристаллом или магнитным звукоснимателем.
1. Микрофон снимает именно акустическое звучание баса. Поэтому контрабасист должен стремиться к красивому акустическому звуку своего инструмента.
2. Пьезо-кристалл преобразует в электрический сигнал механические вибрации от деки и струн. Поэтому контрабасист должен играть таким образом, чтобы вибрации от деки и струн смешивались в оптимальной пропорции. При этом важно, чтобы щипок был достаточно сильным для раскачивания деки, но гулкий звук деки не преобладал бы над звуком струны.
3. Магнитные датчики. Звук деки контрабаса оказывает на магнитные датчики наименьшее влияние в сравнении с двумя предыдущими вариантами. Техника игры контрабасиста меняется в сторону выявления обертонов струны, а не деки.

Для каждого из этих способов контрабасист должен подобрать оптимальное равновесие между звучанием деки, струн, обертонов и уменшить усилия, затрачиваемые на звукоизвлечение, что и порождает столь желанную легкость игры.

Контрабас + эквалайзер
Использование эквалайзера в звуковом тракте позволяет отсечь технические шумы исполнения. Кроме того, вырезая определенные гармоники, можно добиться смещения сигнала по фазе (тем самым улучшив попадание в барабаны), уплотнения басового звучания, разрешения частотных конфликтов с другими инструментами.

Контрабас + акустика помещения
Любое помещение, в котором звучит контрабас, обладает свойством естественной реверберации, то есть продлевает звук. Это может породить ситуацию, когда в помещении длится один звук, а басист уже играет другой, из-за чего возникают характерный низкочастотный гул и биения. В этом случае перед тем, как взять следующий звук, контрабасист должен заглушить предыдущий, исполняя таким образом микропаузу перед каждым звуком.

Контрабас + усилитель
В случае контрабаса наиболее важной характеристикой усилителя является пиковая пропускная способность. Хорошие усилители для студийного мониторинга имеют отношение пик/сигнал 4:1, что позволяет передавать наиболее важную выразительную черту контрабасовой партии в джазе, ее пульсирующий, свинговый характер. Техника контрабасиста в расчете на усилитель должна быть направлена на получение оптимального соотношения между атакой и сустейном в звуке.

Контрабас + акустические системы
Наибольшую сложность для контрабасиста представляет решение задачи мониторинга.
С одной стороны, контрабасисту требуется адекватное восприятие интонации, атаки, попадания в барабаны, сочетаемости с солистом, при этом мониторный звук должен быть не таким, какой идет в зал, а предназначенным именно для четкого восприятия этих компонентов. С другой стороны, участники ансамбля должны слышать звук баса. С третьей стороны, красивый, детально проработанный звук баса из порталов качается в зал.
Известно, что низкие частоты, исходящие из разных источников, имеют свойство складываться. Поэтому системы мониторинга баса в сочетании с порталами могут производить чудовищный гул из-за проникновения сценического звука в зал, звука порталов на сцену и наличия многих источников баса на сцене. Идеальным случаем был бы единственный источник баса в сочетании с контрабасистом, играющим “по приборам” и музыкантами, ориентирующимися на партию барабанов и собственную память. И такие команды есть, слышал сам. В реальности же каждому контрабасисту в близком сотрудничестве со звукорежиссером предстоит решить эту проблему для себя лично. Самым существенным является то, что стремление к хорошему звуку баса в зале должно доминировать над получением удовольствия на сцене от красоты своей души. Или, как пишут на заборах: контрабас + зал = любовь.
Примечание.
Мы рассматривали задачу озвучивания контрабаса в самом общем виде для большой сцены, озвучиваемой порталами. При игре на малых сценах (в клубах) звук создается не порталами, в которых смешиваются звуки от всех музыкантов, а, по большей части, комбиками, создающими распределенное звуковое поле. При этом частично изменяются проблемы, возникающие как при озвучивании баса, так и при озвучивании всего ансамбля. Вообще, способов озвучивания зала очень много, что предоставляет богатейшие возможности для творческой работы над звуком. Напоследок напомню замечательные слова. «Техника - это ясное, отчетливое произношение. Косноязычие озвучить невозможно.»

Беседовал Дмитрий Малолетов