Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

Сергей Седых из IN FOLIO

Сергей Седых известный российский гитарист и педагог автор многих учебных пособий по игре на гитаре, воспитавший уже не одно поколение молодых гитаристов. В отличие от многих отечественных гитаристов-виртуозов, стремящихся продемонстрировать миру свое владение инструментом, Сергей Седых отличается особым композиторским талантом. Его инструментальные пьесы это подлинно музыкальные произведения искусства.
Данная статья готовилась к моменту выхода очередного сольного альбома «Свобода», в котором реализованы последние музыкальные идеи этого талантливого музыканта.
Мы встретились с Сергеем для интервью. Мы надеемся, что творческий и жизненный опыт этого гитариста и педагога будет интересен и очень полезен читателям IN/OUT.

Сергей мы начнем со стандартного вопроса. Как тебе попала в руки гитара и почему ты стал именно гитаристом?

Как попала в руки гитара?
Как вообще попадает в руки гитара?!
С фортепиано, скрипками и прочими флейтами всё ясно – родители отправляют в музыкальную школу. С гитарой всё по-другому. К гитаре обычно ведут два пути. Ну, во-первых, гитарист (раньше говорили «гармонист») – первый парень на деревне. Один из лучших способов оказаться в подростковой компании в центре внимания, хотя бы на время. Но вот что-то не тянуло песни петь.
У меня с гитарой всё сложилось по-другому, хотя и не менее банально. Сначала появился старый ламповый катушечный магнитофон «Комета». Он уже тогда был раритетом. К нему начала быстро и непредвзято расти коллекция записей. Чего там только не было! Даже перечислять страшно. Но, в конце концов, выяснилось, что больше всего меня интересует рок, причём тяжёлый. Круг моих пристрастий сформировался быстро – Deep Purple, Uriah Heep, Black Sabbath, Nazareth, Queen, Geordie, Kiss…. – короче, полный джентльменский набор. Надо ещё помнить, что в 70-е годы тяжёлым роком называли не то, что сейчас. Конечно, всё это казалось настолько запредельным, что мне и в голову не приходило заняться чем-то подобным.
Но вот, в самом конце 70-х, стали попадаться записи отечественных групп. Вот он, второй и самый распространённый путь в рок-музыку воинствующего любителя! Появилось ощущение, что всё намного проще, чем казалось. Надо только чуть подучиться и вперёд – блестящие гитары в свете разноцветных софитов и прочая звёздность…(пусть на обижаются на меня наши рок-музыканты тех времён).
В институте (в 1981-ом я поступил в МИРЭА) набирали в группу при клубе, но я в неё, естественно, не прошёл, по причине почти нулевого уровня владения инструментом. С однокурсниками мы всё-таки собрали «независимую» команду и даже два или три раза выступили. Народу тогда ходило на такие «рок-концерты»!.. Это уже не отпускает. Да и сам процесс репетиций доставлял огромное удовольствие. Но недостаток информации, общения с более сильными музыкантами, да и вообще всякие другие дела не способствовали росту. Поэтому я бросил сие безнадёжное занятие «навсегда» в возрасте примерно 20 лет. Хотя и бросать было нечего – я практически не умел играть. А неумение и нежелание петь под гитару предполагало продвижение в сторону инструментализма. Да куда уж мне там!..
К этому моменту я уже выяснил, что существует, оказывается, такой вид деятельности, который мне даётся с огромным трудом. Это как раз игра на гитаре. Вот, наверное, поэтому я решил всё-таки стать именно гитаристом и через два года, как раз на последнем курсе института, пошёл учиться практически «с нуля» в джазовую студию «Москворечье». А ещё через три года я бросил свой «закрытый» НИИ, потому что нужно было репетировать, выступать, да и стабильная музыкальная работа подвернулась – занялся преподаванием гитары в родном учебном заведении.

Слушая гитаристов-инструменталистов, зачастую складывается мнение, что музыка многих музыкантов не что иное, как демонстрация технических трюков. Для тебя инструментальная гитарная музыка это что?

Для меня любая музыка, тем более инструментальная, - это в первую, во вторую и во все остальные очереди музыка. Я уважаю любое мастерство, а значит и виртуозное владение инструментом. Но владение инструментом – это ещё не музыка, а лишь выразительное средство, необходимое для её создания. Ручка, печатная машинка, клавиатура компьютера (или что там ещё?) – инструмент для писателя. Однако, хороший почерк или профессионализм машинистки не имеет прямого отношения к литературе. Но, с другой стороны, разумный человек не станет упрекать классную машинистку в том, что она не Лев Толстой.
Гитарист-инструменталист, как правило, сам себе композитор. На что направлено его сочинительство? Оно часто бывает «музыкантским», т.е. такое сочинительство, где надо соблюсти некоторый набор обязательных элементов вроде риффов, запилов, вертушек, «фирменных» фраз и т.п. Эта работа зачастую направлена на демонстрацию своих инструментальных навыков («как бы чего не упустить, а то подумают, что я не в теме….»), что-то вроде отчёта, о проделанной работе по неуклонному освоению инструмента. Хорошо ли это? Да кому как! Игра на гитаре - это целый мир, причём весьма богатый. Что плохого в том, что человек самовыражается в виртуозности. Сколько молодых ребят мечтают играть на гитаре быстрее, как можно быстрее, ещё быстрее, чем это возможно. Они хотят научиться играть так, как звучит то, что им нравится. Ха! А нравится им это, потому что хочется так научиться. Это эффектно. Это впечатляет. Но не всех. Меня это просто не интересует.
Если подумать, то речь идёт не только о технике, но и о некоторых благоприобретённых навыках музыкального мышления. Например, я давно заметил, что многие мои студенты, едва освоив всякие джазовые девятые и тринадцатые ступени в септаккордах, перестают признавать обычные трезвучия. Едва нащупав на грифе дорийский минор, начинают презирать пентатонику. Стоит им узнать о гармонических оборотах II-V-I, как любая другая гармония становится «неграмотной». Получается, что их восприятие музыки серьёзно искажается диспропорциями их профессионального роста. А каково восприятие, таково и собственное творчество. Конечно, всё это проходит, у одних раньше, у других…может и никогда.
А ведь не только студенты учатся и растут. Вот и получается, что любой мастер подвержен влиянию своих эксклюзивных «музыкантских» факторов, когда сочиняет. Только эти влияния работают на значительно более высоком уровне. И это уже мы называем почерком, узнаваемым звучанием, индивидуальностью. Что же это? Индивидуальность, как некоторое выражение несовершенства. Вот ведь так начнёшь размышлять, сам удивляешься, куда занесёт…
Так вот, для меня музыка стоит на первом месте, а игра виртуозов ради самой игры мне неинтересна. Ну, не могу я их слушать больше минуты, если не уловил никакой симпатичной мне музыкальной идеи. Другое дело, что далеко не все виртуозы настолько однобоки. Всё дело в соотношении «гитарист-музыкант». Истина где-то посередине, для каждого своя, о вкусах не спорят. На мой вкус лучше быть больше музыкантом, чем гитаристом. Но без виртуозов никак нельзя. Они непрерывно расширяют диапазон выразительных средств инструмента, всё время придумывают что-нибудь новенькое. А ещё они делают привычным многое из того, что раньше казалось запредельным. У них всегда есть чему поучиться. Короче, они продвигают исполнительство на гитаре вперёд. А значит и музыку (хотя и косвенно).
Вот что я вам скажу: «виртуозы на службе у музыкантов…» - как вам такая мысль?.

Расскажи о сложности жизни профессионального гитариста в современных условиях

А кому сейчас легко?
Смотря о каких сложностях говорить. Если о продвижении инструментальной музыки, то само по себе это одна большая сложность. Такая музыка «неформатна», а значит, она почти не продаётся, отсюда и всё остальное. Трудно собрать и удерживать состав, потому что профессиональные музыканты заняты на другой работе, там, где им платят – это относится к организационным сложностям.
А вот о творческих проблемах.
Трудно сочинять полноценные инструментальные композиции - это совсем не то же самое, что сочинять песни. Ещё трудно сохранять спокойствие и душевное равновесие, потому что всегда кажется, что занимаешься не тем. Долго и трудно рожаешь «нетленное» произведение, ловишь вдохновение, соединяешь все куски, обрабатываешь швы и стыки, сглаживаешь неровности, короче – полностью выкладываешься. Потом слушаешь, что получилось… Нет, не Моцарт! Просто очередная вещица на гитаре, вроде ничего так местами, некоторым даже нравится, но никак уж не шедевр. Критикуют – всё вроде верно говорят. Хвалят – приятно, но не верится… Вот это, пожалуй, самое тяжёлое.
Что ещё, например? Хорошую систему обработки звука мало купить – надо ещё долго учиться выжимать из неё всё по полной программе (это уже творческо-технические трудности). Да и вообще, свой звук можно всю жизнь искать, да так и не найти.
Массу времени отнимает компьютер. А куда без него? Это ведь не так, чтобы пришёл на репетицию или на концерт, отыграл своё, получил деньги и до свидания. Инструментальный гитарный проект - это почти всегда в значительной степени сольный проект гитариста, даже если имеется в наличии хороший состав. Значит, совершенно необходимо, насколько это возможно, профессионально «въезжать» в компьютерную аранжировку и звукорежиссуру. А это само по себе не приходит, надо потратить немало труда и времени, чтобы всем этим глупостям научиться.
Я ведь почему об этом говорю? Трудности? Честное слово, думаю, шахтёром быть, например, или там, машинистом метро труднее (да и вряд ли так интересно). Просто хочу сопоставить желаемое и достижимое. Человек становится гитаристом, как правило, потому что мечтает играть ту музыку, которая и подвигла его на это безнадёжное дело. И вот он уже профессионал. И играет он то, за что платят, а чаще всего, это не то, о чём мечтал. Чтобы играть то, что нравится, надо организовывать собственный проект. А это в несколько раз более трудоёмкий процесс, чем просто быть гитаристом там-сям. Да ещё и заработать как-то надо... Тут нужно очень музыку любить, т.е. быть любителем, а не профессионалом по сути. Я любитель. Это нелегко.
А вопрос-то вроде был о сложности жизни профессионального гитариста, а не любителя. Опять сложность …
Да, на гитаре играть серьёзно - это не только пальцы по грифу переставлять. Сложно.

Концерты и студия - в чем разница и где ты ощущаешь себя более комфортно?...

Иногда мне кажется, что ничего не нравится! Шучу. Конечно концерты лучше.
Всё зависит от подготовки. Когда я уверен в команде, в себе, в звуке, то любое выступление – это не работа, а праздник какой-то! Тут вот недавно был длительный период (года два), когда в составе моей группы IN FOLIO никак не мог образоваться постоянный басист. Да ещё и программа значительно обновилась. А специфика репертуара не позволяет «въехать» по-настоящему за две-три репетиции. В общем, выходишь на сцену в напряжении – тоника в любой момент может «уйти» куда-нибудь по своим делам (запросто, музыка непростая - много смен размеров, неквадратностей). Я уж не говорю о тонкостях, которые отличают музыкальное исполнение от «лабания». Сам толком не готов – в новых пьесах многое только намечено, но не продумано и не выстроено - сыро, попросту говоря. Приходится много импровизировать, что неприятно, когда не наработана настоящая «живая» фактура в аккомпанементе. Этих проблем публика может и не замечать, но сам себя не обманешь. И даже при всём этом происходит какой-то волшебный обмен энергией, тот самый, ради которого и берут инструмент в руки. А уж когда удаётся всё разогнать, подогреть, иными словами, хорошо подготовиться, то любое выступление становится огромным событием в смысле получения удовольствия.
Хорошо подготовиться довольно просто. Надо всего лишь тщательно разобрать все тонкости на репетициях и хорошо продумать и наиграть сольные партии. Вроде как один раз и надолго, если состав не меняется. Сейчас у меня полным ходом идёт такой процесс. Трудно поверить – даже репетируем с удовольствием!
Запись. Ненавижу! Когда впервые попадаешь в профессиональную студию – это просто фантастика! Ощущение интерьера космического корабля будущего (причём импортного). Лампочки, стрелочки, провода разноцветные – музыкантский рай. Да ещё через несколько часов слышишь свои творения завёрнутые во всякие хорусы-реверы. Ну, просто совсем по-взрослому! Но после двух трёх альбомов от этого отдаёт не космической романтикой, а каторжной обязаловкой. Если раньше я мог записать довольно длинное соло со второго-третьего раза, а то и сходу, то теперь шестнадцатитактовый проигрыш отнимает у меня два-три дня. Запись стала для меня как визит к стоматологу – очень не хочется, но нужно для пользы дела. Результат – не только готовая фонограмма новой пьесы, но и готовность к выступлению. Работа не пропадает зря.

Расскажи о своих альбомах, записи и музыкантах...

Если считать только альбомы «своих» проектов, т.е. тех, где я принимал участие как руководитель или полноправный участник, то их набирается… какое-то дробное число.
В 1998-1990гг была такая группа «Тайный канал». Меня туда пригласил басист Сергей Ануров, мой соучастник по учебному ансамблю второго курса в джазовой студии «Москворечье» (тогда она уже называлась – СИМИ – Студия Искусства Музыкальной Импровизации). Мы достаточно много выступали и записывались. Пожалуй, материала набралось бы на полноценный альбом, но альбома не случилось, а записи утеряны. Остались где-то какие-то копии на кассетах и ощутимый опыт студийной работы.
В 92-м я носился с идеей блюз-рокового, скорее даже хард-рокового проекта, пока наконец, не собрал группу IN FOLIO с участим старого проверенного соратника Сергея Анурова на басу, Игоря Шатова на ударных и Олега Федорова, который весьма недурно пел. В 1994г мы записали первый альбом «Ten Songs By IN FOLIO», а затем, в 1996г второй – «IN FOLIO Too». Сейчас их как раз будут переиздавать на «Союзовском» подразделении «MetalAgen». Весь музыкальный материал написал я, причём написал именно под себя – просто хотелось поиграть на сцене в определённом стиле, создать определённую атмосферу. Это довольно забавно, когда в хард-роке периодически возникают размеры типа 13/16 и ещё хуже, а гитарные соло в сумме звучат по времени не меньше (а то и больше), чем вокалист. Но альбомы получились неплохие. Мне и сейчас за них не стыдно, хотя прошло немало времени.
Наверное, уже тогда я был склонен к инструментальной музыке, но не отдавал себе в этом отчёта. Просто не приходило в голову выступать без вокалиста. Вскоре, однако, эта тенденция наметилась совершенно определённо. И хотя первая инструментальная работа IN FOLIO (это был саундтрек к игре «Дальнобойщики») была заказана и выполнена совершенно не в том ключе, в котором намечалось дальнейшее развитие группы, начало было положено. Постепенно пути IN FOLIO и Олега Фёдорова разошлись. Кстати, одна из причин отсутствия в группе вокалиста та, что мы не смогли найти ему достойную замену. Да послушайте первые альбомы – сами поймёте.
В 2000-ом выпустили полноценный инструментальный альбом «Переменная облачность». Он уже не был насквозь роковым, хотя многое в звучании и манере осталось от предыдущих работ. Мне очень хотелось добавить этнических (главным образом, северных) оттенков, но не удалось это сделать в полной мере - старый багаж не давал. Да и не один я в группе, не все достаточно понимали, принимали мои чаяния.
Дело в том, что хоть всю музыку для IN FOLIO и сочиняю только я, всё-таки мы банда, а не сольный проект Сергея Седых. Мы уже немало времени работали вместе, и я часто, продумывая очередной «шедевр», исхожу из того, как бы в некоем конкретном случае сыграл (или не сыграл) Игорь Шатов на своих барабанах или Сергей Ануров на басу. Поэтому с уходом Анурова в 2003-ем г. в группе наступило некоторое смятение, растерянность или что-то в этом роде. Только сейчас вот стали приходить в себя. Ну, тут ещё накладывалось отсутствие постоянного басиста, я уже говорил.
А если говорить об элементах world-music в звучании IN FOLIO, то это я нахватался от сотрудничества с известным перкуссионистом Михаилом Жуковым и, наверное, ещё больше от эпизодической совместной работы с этно-джазовой певицей Саинхо Намчилак. С какого-то момента я стал очень тяготеть к этому направлению.
В настоящий момент у меня на подходе завершение работы сразу над двумя альбомами. Новый альбом IN FOLIO - «Свобода» мне кажется ощутимым шагом вперёд по сравнению с «Переменной Облачностью». Я запустил «в люди» промо-версию, включающую семь треков из намеченных двенадцати. Так что некоторые уже могли оценить. Несколько треков можно скачать на сайте www.in-folio.ru. Судя по статистике, народ интересуется.
А ещё осталось записать одну-две песни, чтобы получился полноценный альбом одного интересного проекта под названием «Северо-Восток». Это мы объединили усилия с певицей Наталией Княжинской. Она чертовски здорово поёт и сочиняет весьма недурные песни. Достаточно сказать, что раньше я не очень себе представлял, что буду работать, во-первых, с вокалисткой, а во-вторых, что я без принуждения стану работать над чужим музыкальным материалом. Короче говоря, получилось довольно приятное сочетание. Мы с Наталией скинулись. С моей стороны, довольно традиционное роковое звучание, с её стороны, совершенно нетипичная для этого жанра манера пения. Мне очень нравится то, что у нас выходит. Песен насочиняли пополам. Вообще-то, почти вся работа сделана уже пол-года назад, даже больше. Всё несколько притормозилось по моей вине – очень много времени ушло на новые записи IN FOLIO.
Вот так уже неплохая коллекция записей набирается.

Хочется немного поговорить о твоей педагогической практике. Ведь ты уже более 15 лет преподаешь в студии «Москворечье». Каковы на твой взгляд основные особенности подготовки рок-гитариста? В чем твой секрет обучения?

Пожалуй, нельзя сказать, что я готовлю именно рок-гитаристов. С 89-го года я работаю в МКИМ (Московский Колледж Импровизационной Музыки – бывшая джазовая студия «Москворечье»). Так вот до недавнего времени, ни о каком роке там вообще не могло идти речи – только традиционный джаз. Поэтому я всегда предпочитал работать с младшими курсами. Там делается упор на «общегитарные» ценности, т.е. на те навыки, которые нужны для импровизации любому гитаристу, независимо от его вкусов. Я и теперь концентрируюсь преимущественно именно на этом. Сейчас в программу в обязательном порядке входят базовые элементы роковой техники. Мне кажется, что без них современный гитарист не будет достаточно полноценным. Но мы даже шага не делаем в сторону скоростной техники, так как на определённом этапе это не входит в задачи подготовки мыслящего импровизирующего музыканта. Скоростная техника сама по себе достаточно глубокая тема для изучения, поэтому если начинающим концентрироваться на этом аспекте, то можно просто пройти мимо всех остальных. Я считаю, что если этим захочет заняться гитарист, у которого есть необходимые базовые навыки по «общегитарным» вопросам, то это ему не повредит. Когда «шлифованием грифа» начинает заниматься неграмотный музыкант, то оно так и останется «шлифованием грифа». Точно так же я отношусь и к массированному зазубриванию фирменных джазовых фраз. Я считаю, что гитаристу необходим фундамент базовых знаний и навыков, и главное – мышление, а потом уже всё остальное. Довольно глупо выглядят молодые ребята, которые во время прослушивания выстреливают быстрые арпеджионные пассажи, но не могут сделать нормальной подтяжки. Да что там – не могут ровно и внятно что-нибудь сбренчать на простых аккордах.. Я пытаюсь донести до своих студентов, что игра на гитаре – это не только и не столько соло, а музыка – это не только и не столько рок, джаз или фанк. Пожалуй, это главное.

Помогает или мешает педагогическая практика в собственном творчестве?

В чём-то помогает, в чём-то мешает. С одной стороны, восполняешь свои пробелы и недоработки, объясняя и показывая это студентам. С другой стороны, эта работа иногда похожа на пытку. Каждый человек имеет свои особенности восприятия и для каждого приходится придумывать свой подход. Поэтому я предпочитаю групповые занятия – там всегда (или почти всегда) найдётся один-два человека, от которых чувствуешь реальную отдачу, которые, что называется, схватывают. А вообще, по сравнению с периодом конца 80-х и начала 90-х годов средний уровень начинающих довольно сильно снизился. Могу только гадать, почему так обстоят дела. Но очень мало стало студентов, с которыми мне заниматься интересно. В основном, это достаточно скучная рутина. Это отнимает много сил.

Ты автор многих учебных пособий. Расскажи о своих книгах и методике.

С книгами получилось так. О том, как их надо писать, меня надоумил мой друг и однокурсник по МИРЭА Кирилл Смолин, который к этому времени организовал издательство ХОББИ-ЦЕНТР. Это учебная музыкальная литература, в основном для гитаристов. Он сказал: - «Давай-ка ты пиши такие книжки, чтобы их понимали и не откладывали сразу в сторону пятнадцатилетние ребята, которые непременно хотят научиться играть рок (это почти все), и при этом без усилий, и сразу (это все)». Мне сначала не понравилась такая постановка вопроса. Я ж серьёзный человек, что это я буду втолковывать тинэйджерам, да ещё так, чтобы не дай Бог, им не стало скучно?.. А потом понял: это и есть самая благородная образовательная миссия, и Кирилл прав на все сто. Надо дать шанс молодым ребятам втянуться в серьёзное дело, заинтересовать, а не испугать… Однажды я был свидетелем такой сцены. Молодой (очень молодой) человек в косухе и бандане с черепами подошёл к некоему ответственному лицу с вопросом: «Могу я тута здеся у вас научиться рубать метал?» Ему очень серьёзно ответили, что, конечно, «тута здеся» и метал можно, НО… Сначала надо пару лет учит сольфеджио-арпеджио-и прочие умные вещи, а потом, курсе на втором, ему может быть разрешат слегка включить фузз в какой-нибудь джаз-роковой вставочке… Как вы думаете, он хотя бы дослушал? Точно так же устроено большинство самоучителей для начинающих. «Музыкальным звуком имеют место быть называться физические колебания звукового диапазона издаваемые определёнными музыкальными инструментами в момент нанесения им правильного звукоизвлечения….» и так далее. Я очень стараюсь этого не делать. Частично получается. Бездельники всё равно никогда это даже читать не станут. А потенциальных музыкантов не стоит отпугивать с самого начала. Надо их вовлечь, а дальше они уж сами поймут, что серьёзное обучение – не развлечение. Вот в этом и состоит мой стиль написания учебников. Нужны начальные результаты – желательно видимые и сразу.

Сергей! И в конце интервью традиционный вопрос… Каковы планы на будущее?

Сейчас главное снова привести группу в форму, т.е. накатать новую программу с новым звучанием. Нас вдруг стало пятеро. В группе теперь кроме меня и ветерана-барабанщика Игоря Шатова, имеется гитарист Володя Цветков (с 2002г.), Борис Иванов на басу (только появился, но уже прописался на готовящихся к изданию новых записях) и пятый – Владимир Матюнин. Он «послужил» в IN FOLIO в разное время вокалистом, гитаристом, перкуссионистом, а также не раз выручал нас в качестве басиста в последние два года. Он может всё. И теперь он станет выполнять все те же функции попеременно, исключая разве что, только бас. Дело в том, что мы начали осваивать новое для себя, этакое «полуакустическое» звучание. Нет, не анплагет в привычном понимании этого слова. Просто в разных пьесах в разном количестве мы заменяем акустическими инструментами электрические. В целом лицо группы не меняется, но существенно обогащается звуковая палитра нашего звучания. Нам нравится. Тем, кто ухитрился подслушать репетиционный процесс – тоже.
Другое важное дело на ближайшее время, точнее два дела – это дописать окончательно новый альбом IN FOLIO и альбом проекта «Северо-Восток». Дописать, представить их на суд слушателей. Там уж всякие презентации и всё такое, но сначала - работу доделать.
Книжек надо ещё сочинить для начинающих. Пятую, заключительную часть «Рок-соло» к началу лета уже ждут, да и книжку по роковым риффам, может быть, ещё в придачу успею в этом учебном году.
Всё опять сводится к одному и тому же – придётся много поработать, потому что надо.


Сергей! Большое спасибо за интервью. Мы надеемся, что твоя педагогическая и творческо-музыкальная работа никак не пройдет незамеченно и принесет пользу молодым музыкантам. Надеемся встретиться с тобой на страницах IN/OUT в скором будущем.

Беседовал Дмитрий Малолетов