Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Мастер волшебных флейт

На вопросы читателей отвечает уникальный музыкант, мультиинструменталист Сергей Клевенский.

Статья для журнала IN/OUT №54

Имя Сергея Клевенского пока известно только в профессиональной музыкальной среде. Прекрасный музыкант, мультиинструменталисть, освоивший более десятка самых экзотических духовых инструментов, Сергей своим творчеством дарит настоящее эстетическое удовольствие не только общей массе слушателей, но и утонченным профессионалам, давно уставшим от всей музыки. Если каким-то образом попытаться определить статус Сергея Клевенского по шкале принятой в спорте, например, хоккее, то наверное этот музыкант получил бы звание самого ценного игрока команды. Действительно, Сергей самый нужный и востребованный сессионный музыкант, который в студии и особенно на сцене может совершенно изменить звучание стандартной по составу группы. Свирели, различные разновидности флейт, волынки, кларнет, whistles, жалейки, рожки, и другие духовые инструменты в его руках приобретают необыкновенную жизнь, непередаваемую прелесть, какую-то трансцендентную энергию космоса. Он чувствует на каком инструменте, в каком месте и как играть, ему не надо особо ничего говорить. Он со своими, порой совершенно непонятными инструментами, легко вписывается в любую музыкальную культуру, от акустического фьюжна, до тяжелого электронного рока, порой превращая самую обыденную, привычную звуковую фактуру в неповторимый оригинал. Услышав в Лондоне его игру Brian May (из Queen) сразу предложил сотрудничество, так как этот музыкант, имеющий громадный опыт, мгновенно оценил потенциал и возможности нашего музыканта. Быть может скоро мы увидим Сергея Клевенского среди звезд мировой музыки.
Естественно, что Сергея Клевенского приглашают на записи многие музыканты, желающие привнести в свою музыку неповторимый колорит звучания, обогатить ее новыми красками, создать особый дух.
Достойное место Сергей занял в замечательном квартете Ивана Смирнова, нашего легендарного акустического гитариста. В сочетании акустической гитары, его флейты и другие инструменты звучат просто фантастически! И словами это не передать. Надо это слышать…
Как раз к моменту написания статьи закончена запись его сольного альбома «Кровь с молоком», который без сомнения не оставит равнодушным истинных ценителей настоящего искусства. Музыка Сергея, весь альбом очень свеж и оригинален и тем самым заметно выделяется на фоне музыкального продукта, который тиражируется массовой культурой. Я уверен, что альбом будет высоко оценен и в профессиональных музыкальных кругах.
Мы рады, что сегодня на страницах журнала вы можете прочитать интервью с этим удивительным музыкантом.

  • Сергей как у тебя проявилась тяга к народной музыке и духовым инструментам?

Музыкой начал заниматься рано, с 3-х лет. В начале учился играть на флейте, это продолжалось лет до 8. Потом был приглашен в ансамбль им.Локтева, что на Ленинских горах, там впервые взял кларнет, который и стал моим основным инструментом. Интерес к народной музыке у меня был с детства, причем я слушал не только русскую, но и музыку разных народов мира.

  • Ты стараешься играть не чистый фолк, а с каким-то, извини за выражение, «хипповским» подтекстом. Насколько я знаю ты всегда увлекался рок-музыкой.

Когда учился в Мерзляковском музыкальном училище у меня также проявился интерес к рок-музыке. Я играл в разных рок-группах, пытался сделать необычные комбинации звучания. Я всегда слушал разную музыку от Арсенала до Slade и AC/DC. К сожалению, свою группу я так не собрал, хотя мечтал об этом, даже придумал название, костюмы.. Что говорить, свой первый гонорар от зарубежной поездки я истратил на пластинки Led Zeppelin и Jimy Hendrix. Моя гастрольная деятельность началась лет в 10 в составе ансамбля им.Локтева. За рубеж впервые выехал в 1982 г. в Венгрию. Поэтому с рок-музыкой я никогда «не расставался».
Кстати, там в Венгрии познакомился с преподавателем Будапештской консерватории. Он пригласил меня учиться, но время было сам знаешь какое и я не воспользовался предложением.
И хотя в юности видел себя классическим музыкантом в симфоническом оркестре, с Московской консерваторией у меня как-то не сложились отношения. Меня все больше тянуло в рок музыку и фолк.

  • Освоение такого арсенала духовых, с чего все началось? Расскажи о своих любимых инструментах.

Мой первый народный инструмент был двойной рожок. Я его купил у Сергея Бутушина солиста оркестра народных инструментов им.Осипова. Об инструментах можно говорить много; почему именно этот, каким путем достался, что на нем играю и т.д. Расскажу лишь о некоторых.
Жалейка - народный русский инструмент, обладающий мощным звуком, которым можно очаровать и покорить, а можно и вызвать отвращение навсегда. Инструмент способный передать настроение без хитростей, какое оно есть. Жалейка имеет одну особенность. У нее нет динамики. На ней можно играть только на одном динамическом уровне, то есть громко. И здесь, конечно, много зависит от исполнителя, от его манеры игры и отношения к жизни в целом.
Хочется немного рассказать о таком инструменте как волынка. Многие считают, что волынка исключительно шотландский инструмент и что именно оттуда она пошла. Но это далеко не так. В каждой или почти в каждой народности этот инструмент в том или ином виде присутствует, например, в Болгарии. Болгарская волынка (гайда) звучит так, что захватывает дух. Исполняют на ней вещи настолько виртуозные, что проходит немало времени, прежде чем поймешь, как это играется. Есть также русская волынка (дуда). От европейских она отличается диапазоном. Мастеров в России, которые делали волынки, наверное немало, но я знаю только двоих, один уже давно не занимается этим ( Володя Титов), а другой (Дима Демин) специализируется на эстонских, шведских и мордовских волынках. У меня есть шведская волынка, болгарская гайда и недавно получил из Испании галисийскую гайту, которую мне делал почти год известный мастер Антонио Барелло.

  • Звучание твоих инструментов имеется на большом количестве пластинок. Ты много выступаешь как сессионный музыкант. Расскажи о проектах, в которых ты учувствуешь.

Поиграть пришлось со многими группами и музыкантами. Зачастую сессионная работа перерастает в многолетнюю дружбу.
Из последних проектов, в которых я учувствовал на сцене или на записи - Арт-Кейли, Мюллярит, квартет Иван Смирнова, Дмитрий Четвергов, Наталья Дудкина, Андрей Козловский, Trey Gunn(King Crimson), Сергей Старостин, Инна Желанная.
К сожалению, пока не состоялся проект с Brian May из Queen. Я познакомился с ним в Лондоне, где с Сергеем Старостиным выступали на фестивале. После концерта он подошел ко мне и сказал, что хотел бы что-нибудь сделать вместе. Какое-то время мы переписывались, но нужны конкретные действия. Надеюсь, что в будущем мы обязательно что-нибудь запишем.
Также подходит к концу работа над первым альбомом гр.Арт-Кейли. Эту группу слушатели может быть знают по альбому «Кельтомания». Здесь всем заправляют мои друзья Миша Смирнов, Леша Распопов, Сергей Большаков, а я выступаю в роли исполнителя и соавтора.
С Наташей Дудкиной делаем альбом из серии «Нас двое». Наташа предложила сотрудничество, чему я был очень рад. Надо этот альбом довести до ума.
Кроме этого я давно вынашиваю интересную идею выпустить пластинку, на которой будет записана волынка, в руках разных музыкантов и традиций. Некоторые музыканты уже дали свое согласие на участие в этом проекте. Надеюсь, что в течении этого года все начатое выйдет в свет.

  • В музыкальных кругах уже давно ходят слухи, что ты записываешь и свой сольный альбом. На какой он стадии?

Сейчас подходит к завершению работа над сольным альбомом. Делался он 2 года, потому что нет возможности находиться в студии каждый день. Постоянные концерты, гастрольные поездки, как ты понимаешь, выбивают из студийной работы и процесс затягивается. Но сейчас он полностью готов. Диск называется «Кровь с молоком» и выйдет в тираж, надеюсь, уже к моменту выхода журнала.
Записывались на альбоме замечательные музыканты, Миша Смирнов, Дима Четвергов, Анжела Манукян, Trey Gunn, Роман Ершихин, Сергей Калачев, Тина Кузнецова, Тая Краснопевцева. Весь творческий процесс фиксировал, корректировал и реконструировал Володя Воронцов, с которым мы, помимо работы над диском, делаем концертную программу, в которой используем сочетания этнических инструментов и современных технологий. Хочу сделать видео-шоу, при помощи Андрюши Каупанена. Его креативное мышление, думаю, поможет всему концерту. Надеюсь в апреле все это воплотить на сцене ЦДХ.
Дисков записано в составе разных групп немало, а сольный альбом первый.
Надеюсь, что он не оставит слушателей равнодушными к моей музыке.

  • Сергей редакция журнала желает тебе скорейшего осуществления всех грандиозных планов. Удачи и успехов в творчестве.

Беседовал Дмитрий Малолетов