ИСТОРИЯ “ГИТАРМАНИИ”
Статья для журнала "ГитаристЪ"
Основанием группы можно считать 1996год, когда Анатолий Семочкин
и Игорь Ламзин начали работу над программой для их первого совместного
альбома “Portrait of Duo”, который вышел в 1998году в Германии,
где с 1997 по 1999год Анатолий и Игорь выступали как “Moscow Guitar
DUO”.
Продюсировал MGD 74-летний Хорст Харльд Вильт, который в 50-хгодах
работал с Джанго Рейнхардом.
Обширный и стилистически очень разнообразный репертуар (от Мануэля
де Фалья до Чик Кориа) позволил Анатолию и Игорю выступать и в джазовых
клубах и в филармонических концертах, и на многочисленных музыкальных
фестивалях. На одном из них в 1998 году в Штутгарте они познакомились
с великим гитаристом, ”живым классиком” - Джоном Маклафлином”.
Постоянно развивающаяся деятельность музыкантов в Германии поставила
их перед выбором: остаться жить и работать там или вернуться в Россию.
Aнатолий и Игорь выбрали второе и, вернувшись в Москву, записали
и выпустили свой второй альбом “Guitar World”. Именно с этого периода
(2000год) Анатолий и Игорь стали привлекать к сотрудничеству своих
друзей: гитариста Сергея Дмитриева, контробасиста Андрея Сенина,
перкуссионистов - Мустафу Сулеймана из Судана и Хавьера Гонсалеса-Куба.
Обширная педагогическая практика и работа на студиях звукозаписи
не препятствовали музыкантам в организации регулярных концертов,
которые проходили на сценах театра “Геликон-опера” и Центрального
Дома Журналистов при полных залах на протяжении ряда лет.
Приблизительно в 2003 году сформировался сегодняшний состав группы
“Гитармания”. К гитарному трио Анатолий Семочкин, Игорь Ламзин,
Сергей Дмитриев присоединился молодой талантливый бас-гитарист Сергей
Сокулер и замечательный исполнитель на ударных Вартан Бабаян.
В начале 2005 года “Гитармания” выступала в Кремлевском Дворце Съездов
на фестивале “Клуб и музыка”, в котором приняли участие популярные
клубные группы Нью-Йорка, Лондона и Москвы.
В декабре 2005 года также в КДС на фестивале “Живой Звук” “Гитармания”
в числе ведущих российских коллективов выступила в совместном концерте
с обладателем 8 “Гремми” знаменитой американской группой “Take 6”.
Сейчас музыканты работают над программой для своего нового альбома,
который планируют выпустить к концу года.
ИНТЕРВЬЮ с А. Семочкиным, И. Ламзиным, С. Дмитриевым.
Валерий Волков: Анатолий, расскажи, как
ты пришел от классической школы игры на гитаре к современному эстрадному
репертуару, где, у кого ты начинал учиться?
Aнатолий Семочкин: Игорю Ламзину повезло больше:
он стал учиться сразу на эстрадном отделении. У меня же произошел
такой случай. Я в 1978г., пошел поступать в джазовую студию “Москворечье”,
где преподавал в то время М.М. Есаков. Я сыграл тогда на экзамене
“Астурию” И.Альбениса.
Михалыч на меня посмотрел недобро и не принял, а мне тогда было
17 лет,
Хотелось получить образование.
В.В. Почему все-таки не приняли тогда на учебу, из-за
того, что ты играл на экзамене классический репертуар?
Игорь Ламзин: Я думаю, что Толя тогда слишком хорошо
сыграл классику, и это могло не понравиться Есакову, у него тогда
были предубеждения по этому поводу. Ведь он является у нас одним
из главных исследователей творчества Ч. Паркера.
Cергей Дмитриев: Cоглашусь, ведь классика и джаз-это
разные жанры и сделав упор на классическую гитару Анатолий только
развил свою индивидуальность.
В.В. Игорь, расскажи о твоем поступлении.
И.Л. Мне повезло больше: я тогда не умел играть “Астурию” Альбениса
и сыграл джазовый стандарт “Когда не хватает техники”, после чего
был успешно зачислен в Джазовую студию “Москворечье” к Есакову М.М.в
1978г.
В.В. Игорь, как долго ты проучился в студии.
И.Л. Я проучился там три года, и за это время сложился прекрасный
коллектив “Кредо джаз”: нас пригласили на гастроли в Аджарскую филармонию.
Это был еще Советский Союз, и у нас были настоящие гастроли, от
которых остались самые лучшие воспоминания. Тогда в составе этого
коллектива работали такие музыканты как Володя Лукашеня, Игорь Фомиченко,
который играл впоследствии со мной в группе “Обряд”, а сейчас живет
и работает в Италии. Учась в Джазовой студии, мы много играли и
выступали на различных площадках. Но в то же время это был Союз,
где было все по правилам, и я был вынужден поступить в Царицынское
музыкальное училище, чтобы получить “корочку”.
В свое время, будучи известным музыкантом, это училище заканчивал
Алексей Козлов, так как многие музыканты тогда должны были получить
официальный диплом, без которого не разрешалось работать.
В.В. А где же вы получили практические знания? Или все
зависит от таланта человека.
И.Л. Талант должен отшлифоваться - на пустом месте ничего не бывает,
знания накапливаются постепенно от общения с другими музыкантами,
конечно надо много учиться и много слушать разной музыки.
В.В. Как вы познакомились?
И.Л. Была такая группа “Обряд” в 90х гг., у нас уехал бас-гитарист
на п.м.ж . в Италию, и мы искали ему замену. Прослушав много бас-гитаристов,
выбрали Анатолия Семочкина, с которым нас познакомил Саша Лавров.
Причем до этого Толик не играл на бас-гитаре, но взял ее в руки
и заиграл,
В.В. Это был вокально-инструментальный ансамбль?
А.С. Да, но ошибка была в том, что песни были на английском языке.
Это было время, когда возникла мода на все советское. Приехал господин
из Америки, прослушал в Москве много групп, выбрал нашу и пообещал
гастроли в США с известными музыкантами, в частности, с группой
“White Snake”.
С.Д. Да 1991год – это запись нашего первого винилового диска “Сладкая
вера” на фирме грамзаписи “Мелодия” (тогда это было не просто сделать).
Затем записали СD “Cosmic Forces” на английском, и имели хорошие
отзывы о диске из-за рубежа.
И.Л. Мы в то время были ребята очень пафосные, по отзывам критике
1991г. наша группа “Обряд” считалась одной из самых интересных и
продвинутых,
мы работали на одних площадках с “Автографом”, “Арией”. Но потом
произошел всеобщий развал, все разрушилось. Мы общаемся с бывшими
участниками “Обряда”, но такой группы больше нет.
Потом Толя мне предложил вместе с ним поиграть в две гитары, так
и возник наш коллектив. В Германии мы записали наш первый диск,
который назывался “Portrait of Duo”, а нашим продюсером стал Хорст
Харльд Вильд,
У нас была там работа, но концерты планируются за год вперед. Там
более 500 агенств, занимающихся организацией концертов, но им нужны
гарантии:
что ты в нужное время в нужный час будешь у них. Таких гарантий
мы дать не могли, у нас возникали вопросы с визой, которые надо
было решать. Возник вопрос: либо там, либо здесь - и мы выбрали
Россию, и сосредоточили свои усилия на работе в Москве, подготовке
компакт-дисков, организации концертов и т.д.
В.В. В конечном итоге вы не джазовые музыканты, не роковые,
не классические – может, вы относитесь к fingerstyle?
А.С. Вполне можем работать и в fingerstyle. Можем играть и более
коммерческий материал.
В.В. Как вы подбираете себе репертуар, в котором сочетаются
классическая гитара с нейлоновыми струнами и гитара с металлическими
струнами, вестерн, джамбо и электрогитары, даже MIDI гитара.
И.Л. В основном, это хиты Латинской Америки, испанская музыка. Но
сейчас на повестке дня стоит запись своих композиций. В то же время,
используя популярные мелодии, мы делаем свою аранжировку с элементами
импровизации.
С.Д. На самом деле это коллективное решение. Я больше склонен к
вещам мажорным веселым, которые зажигают публику на концерте. В
идеале хорошо было бы иметь свой оригинальный репертуар, а если
берется какая-то известная тема, то наша задача – создать свою аранжировку
для трех гитар. Когда кто-то приносит новую пьесу, мы начинаем в
процессе игры что-то менять, что-то добавлять – в результате совместной
работы она приобретает окончательный вид. Вообще гитарное трио это
блестящее сочетание. Ни сольное музицирование ни дуэт не в состоянии
дать столько новых красок любым произведениям, будь то классика
(Скерцо И.С.Бах – “Гитармания” СD “Избранное”2005г.) будь-то джаз
(Попурри на темы “In The Mood” J.Garlend” и “Chattanooga Choo Choo”
G. Worren “Гитармания” CD “Избранное” 2005г.)
В.В. Кто у вас третья гитара?
С.Д. Всегда по-разному, иногда я аккомпанирую, иногда Игорь, иногда
Толик. Все зависит от того, кто лучше находится в материале, какой
характер преобладает, какие задачи ставятся.
В.В. Сергей, помимо концертной деятельности ты занимаешься и педагогической.
И вот такой вопрос: почему так популярен блюз при обучении?
С.Д. Я считаю, что это очень демократичное искусство. Простая 12-ти
тактовая форма, простая гармония “T S D”, при правильном руководстве,
когда студент по-настоящему заинтересованно занимается, достаточно
выучить несколько блюзов и несколько десятков залитованных фраз
и все. Искусство для начинающего студента будет заключаться в том,
чтобы научиться правильно их использовать. Конечно же, хороший музыкант
вносит свои особенности исполнения, а начинающему достаточно только
повторить мастера…
Беседовал Валерий Волков
Полную версию статьи читайте в журнале
“Гитарист” №1 2006г.
|