Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

«Funk Family»

«…Все великие художники-модернисты, такие, как Пикассо, Матисс, Шагал, Дали, были великолепными мастерами, которые прежде всего могли творить в любой, в том числе и в традиционной реалистической манере, и лишь вполне освоив её, они оседлали современность.»

Интервью с известным российским музыкантом, виртуозным скрипачом, певцом и продюсером Феликсом Лахути

Дмитрий Малолетов IN/OUT 56

Не секрет, что отечественная музыкальная культура «легкого» жанра имеет достаточно узкие рамки относительно западных стран, в частности США, которая последнее столетие является основным генератором новых музыкальных стилей и направлений . Хотя последние годы наметился явный прогресс, все же наша страна в музыкальном мире остается на вторых ролях. Почему так происходит? На эту тему каждый музыкант, композитор, продюсер, аранжировщик, музыкальный журналист имеет свое мнение и обсуждать этот вопрос можно просто бесконечно. Однако в числе всевозможных элементов, которые не дают возможности нам как-то приблизиться к пестрой картине западной музыки на первом месте стоит пункт – традиция. То есть наша музыкальная культура имеет свои традиции, как в мелодико-гармоническом плане и ритмическому строению, так и по духовному содержанию.

Традиции вырабатываются, как известно, под влиянием многих факторов, которые можно разбить на две большие группы. К объективным факторам можно отнести строение нашего русского языка, который имеет свою ритмику и певучесть и быть может самым главным образом влияет на общие ритмические координаты российской музыкальности. Огромные просторы страны, раздолье, необъятность, и как следствие мечтательность, стремление «улететь за горизонт» – все эти черты присущие бытию нашего народа отразились и на нашей народной музыке. Суровый климат, постоянные войны, вечное избиение своего населения власть имущими тоже сказалось на заунывности и 99% минорности нашей музыкальности. Кроме этого, есть и другие элементы, которые выработали в нашей музыки определенные рефлексы. Например, в католическом богослужении использовались музыкальные инструменты. Духовой церковный орган, который по сути стал в основе развития не только духовной, но и светской музыки дал толчок общей музыкальной культуре Запада . Практически всех великих музыкантов средних веков пригрела церковь и дала возможность музыкантам творить. На Руси музыкальные инструменты, а также музыкантов-скоморохов церковь наоборот преследовала, а богослужения проходили только при вокально-хоровом музыкальном сопровождении, которое оставалось неизменным на протяжении веков. Только во времена Екатерины, когда Европа цвела всеми музыкальными оттенками, у нас началась какая-то серьезная музыкальная жизнь, которая дала плоды в XIX веке в виде Глинки, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова…

ХХ век для России стал тяжелейшим испытанием и естественно все это отразилось на музыке. Вся советская музыкальная жизнь (легкого жанра) была ориентирована на службу советской власти, которая имела строгий контроль над всеми сферами деятельности человека. Конечно, даже в таких условиях существования в нашей музыке есть чем гордиться, но отсутствие культурных связей, оторванность от мирового хода развития играло плохую службу для нашего искусства. Многие музыкальные жанры становились полем идеологической борьбы и такие лозунги как «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь» периодически появлялись в советской истории. Советские люди не могли свободно слушать мировые хиты, как сейчас принято говорить. Им давали слушать только то, что не «повредит психике» советского человека, на вкус «специалистов» из контролирующих отделов филармоний, министерств культуры и партийных органов. Конечно, что-то проникало в наши уши, но в целом отечественный слушатель развивался в оторванной среде и не прошел пути развития и осознания всех музыкальных пластов. Можно привести еще сотню факторов, например, что у наших рок-музыкантов 60-х, 70-х годов не было возможности приобрести качественные инструменты. От этого страдали не только сами музыканты, но и слушатели, а также следующие поколения музыкантов, которым не на что было опереться. В конечном итоге, мы пришли к точке сегодняшнего дня, где помимо всего музыкального наследия вышли на сцену и другие законы – деньги. Музыка стала приносить не только эстетическое удовольствие, но красивую жизнь, за которой погнались многие, не имея порой никаких музыкальных данных. Современная российская музыкальная индустрия имеет своеобразные формы жизни, которые не имеют ничего общего с Западным шоу-бизнесом. Пиратство, то есть воровство интеллектуальной собственности, полностью убило звукозаписывающую индустрию, которая не может вкладывать деньги на развитие, то есть на рискованные проекты. В результате такой жизни появился особый вид музыки «совковый формат», отход от которого означает гибель нетрадиционному музыканту. Для боссов российского шоу-бизнеса удерживать внимание людей в рамках этого «формата», значит удерживать свои позиции в данной сфере, значит иметь постоянные прибыли. Пускать к кормушке новых людей никто не собирается и под любым предлогом «не форматный музыкант» будет не допущен к СМИ и тем самым будет раздавлен экономическим формами. «Тусовка», то есть общество деятелей большого шоу- бизнеса превратилась в закрытое сообщество, в котором друг другу раздают титулы и звания, формируют «горячие десятки». Вход в тусовку возможен только за «правильные» деньги. Бывают, правда, исключения. Все это приводит к тому, что слушатель не может получать весь спектр музыкальной информации, соответственно, он лишен выбора. Сказать больше, отечественное СМИ ограничивает слушателей в свободе, предоставляя в эфиры, только «своим людям». Так постепенно формируется общественный вкус, у которого выработался специфический иммунитет ко всему «чужеродному».

Работая в таких условиях много лет, не видя света в конце туннеля, многие музыканты просто сдаются – меняют профессию или уходят в смежные виды деятельности. Мало у кого есть силы брыкаться и пытаться идти против течения. Но все же такие люди есть. Один из них Фекликс Лахути – известный музыкант, один из лучших джазовых скрипачей страны, который помимо прочего, взял на себя большую миссию – объединить музыкантов играющих в некоммерческом для России стиле фанк. Так появилась новая музыкальная «тусовка» - Funk Family , которая своей музыкой пропагандирует другие направления, не подпадающие под общепринятый стандарт. Что из этого получится покажет будущее. А сегодня у нас в гостях главный идеолог и основной рулевой Funk Family - Феликс Лахути, которому мы зададим несколько вопросов…

Феликс Лахути - лауреат молодёжной премии "Триумф" 2002 - скрипач, играющий на пятиструнной электроскрипке, а также вокалист, шоумен, композитор, аранжировщик и продюсер целого направления – музыки фанк. Выпустил три альбома: "Рождение", "Фанки Лэнд" и "FREAKosmos" Трудно перечислить всех великих, с кем ему посчастливилось стоять на сцене. И еще больше удивляет то, что Феликс Лахути как музыкант органично вписывается в самые полярные жанры музыки от «живого» джаза и этно до электронно-компьютерного хип-хопа. Он играл вместе с такими джазменами как "Harlem Blues Jazz Band" Луиса Армстронга, Jean-Luc Ponty, Didier Lockwood, Mike Ellis, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Даниил Крамер, Аркадий Шилклопер, Алекс Ростоцкий, Вячеслав Горский, Сергей Манукян, Олег Киреев, Анатолий Герасимов, Владимир Чекасин, Игорь Бриль, Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян. В то же время он немало поэкспериментировал с этно музыкой - "Гунеш" Ришада Шафи (Ашхабад), "Гандхар" Кешаба Канти Чоудхури (Индия), Грант Айрапетян (Армения), Анар Таги-заде (Баку), Андрей Монгуш (Тува) . Особо стоит отметить, что разносторонние интересы Феликса, а также постоянные поиски своего музыкального языка приводили его к сотрудничеству с такими людьми как DJ's Africa Bambaataa, Женя Лурье, "Da Boogie DJ's", рэперы: Лигалайз, "Big Black Boots", брейк-данс-коллективы "Da Boogie Crew", "All The Most", сборная лучших брейк-танцоров Москвы "Moscow City Breakers". Кроме этого как сессионный музыкант принимал участие во многих отечественных проектах: "Браво", Гарик Сукачёв, Александр Ф. Скляр, Вадим Степанцов, Филипп Киркоров, Владимир Маркин, Александр Цекало.
В настоящее время Феликс Лахути, помимо непосредственно музыкальной деятельности является продюсером лейбла "Funk Family" , который объединил разные группы, исполняющие музыку фанк.


I/O : Какие задачи как главный вдохновитель и организатор ты ставишь перед движением «Фанки фемили»

Ф. Л.: В первую очередь продвижение современного фанка в России, не только как музыки, но и как образа жизни и мышления. Привитие этой культуры во всех её аспектах, начиная от серьёзных базовых принципов (об этом тексты наших песен) и заканчивая фанк-мифологией. Кроме того: привлечение в фанк-аудиторию мыслящих, любопытных, волевых, драйвовых и ритмичных людей, потенциально готовых к фанку, по причине того, что они не страдают умственной ленью и не ведутся на PR, СМИ, условности, богатство и гламурный пафос или, наоборот, на безденежье и убожество, а также на политические и прочие манипуляции над нашим сознанием.


I/O : Как появилась идея? Совершенно очевидно, что большой тусовкой легче выжить в наше непростое время. С чего все началось?

Ф. Л.: Funk Family – это первый в России лейбл, объединяющий независимых фанк - музыкантов. Он появился на свет весной 2006 года, инициаторами его создания были четыре ведущие московские фанк - формации: «Сlean Tone», «Urban Funk Army», «Феликс Лахути & Funky Land» и «Miss Is Big». Основополагающей идеей объединения людей, исповедующих фанк как актуальную музыку и как образ жизни, стало продвижение данного стиля в нашей стране. 29 апреля 2006 года состоялся первый фестиваль, организованный лейблом Funk Family, на котором московской публике были представлены четыре вышеупомянутые команды, а также их соратники, друзья лейбла: сборная лучших брейк-танцоров Москвы «Moscow City Breakers» и ветераны российского ди-джеинга «Down Town DJ’s».
К фестивалю был также приурочен выпуск первого CD-сборника российского фанка, также носящего название «FUNK FAMILY». Фестиваль прошел весьма успешно, организаторам удалось собрать любителей фанка со всей Москвы, да и не только: люди специально приезжали из других городов ради такого события.
Сейчас треки со сборника Funk Family уже ротируются несколькими радиостанциями, а компакты продаются в музыкальных магазинах Москвы. Увидев заинтересованность публики в деятельности лейбла, организаторы решили не затягивать со вторым фестивалем.
16 и 23 сентября в Клубе на Брестской состоится «FUNK FAMILY 2».
Помимо «Сlean Tone», «Urban Funk Army», «Феликс Лахути & Funky Land» и «Miss Is Big», составляющих основу FUNK FAMILY, на нынешний фестиваль также приглашены гости. Это две близкие по духу группы - знаток фанка, хип-хопа, фри-джаза и афробита, давний пропагандист этой культуры в России, один из самых радикальных и харизматичных рэперов Москвы Дюша Фанки, со своим проектом «Московский Асвободительный Оркестр» (МАО). А 23 сентября можно назвать днём возрождения одной из старейших фанк-групп Москвы – культовых «Funk You». Группа, давно не дававшая концертов, выступит с обновлённой программой.
Для полноты картины помимо ветеранов движения на фестиваль также приглашены два молодых подающих надежды коллектива, которые будут открывать оба фестивальных дня: Benny Blanco и Overfunkt.
Особо хочется отметить группу Miss Is Big – главное музыкальное открытие прошлого года набирает обороты; неповторимая Виктория Короткова «Мисс Бас-гитара» и ее друзья. О ней вы писали в IN/OUT это потрясающая личность! Это стоит послушать, поверьте мне.


I/O : Музыка фанк на твой взгляд может прижиться на нашей российской сцене?

Ф. Л.: Потихонечку фанк начал уже приживаться – вода камень точит. Он начинает привлекать людей из разных музыкальных лагерей. Среди тех, кто к нам ходит, встречаются любители джаза, блюза, рока, хип-хопа, электронной музыки, брейк-танцоры, и просто фрики. Потому что элементы всего этого (сюда можно ещё добавить госпел и соул) были в фанке с самого его рождения – где-то в начале 60-х. Прямыми предками фанка можно смело назвать Луи Армстронга и Билли Холлидей, поэтому фанк является, конечно же, разновидностью джаза, и только некоторые российские джаз-функционеры пытаются это отрицать. В Европе же ни один сколько-нибудь значительный джазовый фестиваль не обходится без фанка. При этом без него не было бы брейк-данса, рэпа, R’n’B, джангла, брейк-бита, эйсид-джаза, диско 70-х и его производных - хауса, а затем техно и транса. Вся рейв-одежда, вошедшая в моду в начале 90-х, была заимствована из фанка 70-х.


I/O : Так по твоему мнению ультрасовременная афроамериканская музыкальная жизнь (хип-хоп и т.д.) основана на фанк-музыке?

Ф. Л.: Сейчас хип-хоп сделался неотъемлемой частью культуры планеты Земля. Все самые крутые деятели корневого афроамериканского хип-хопа выросли именно на музыке Джеймса Брауна, Джорджа Клинтона, Бутси Коллинса и др. Эти персонажи – вовсе не какие-то ископаемые ящеры и не нуждаются ни в какой реанимации, как многие здесь думают, а по сей день являются самыми почётными и желанными гостями в клипах, треках и на концертах делателей сегодняшнего хип-хопа. Этим олд-скульщикам посвящают трибьюты, у них свои мощные продюсерские лейблы, где наряду со «старичками» творит масса современной молодёжи, которая разъезжает с ними по гастрольным турам.


I/O : Значит «фанк-фемили» может не только объединить вокруг себя любителей фанка в чистом виде, но и представителей более широкого спектра молодежной музыки?

Ф. Л.: Существует такая бесспорная вещь, как культурные традиции. Невозможно функционировать в какой-либо культуре, не познав её традиций и корней. Тем, кто хочет действительно уметь играть современную музыку, будь то фанк, джаз, рок или R&B,необходимо вначале несколько лет изучать традиции и корни своего любимого стиля,причём не теоретически, а практически,на сцене перед публикой (сколько бы её ни было), пропустив их через своё тело и душу. Нельзя играть рок,будучи незнакомым на практике с Beatles, Doors, Led Zeppelin, Nirvana, так же как нельзя играть джаз, не изучив Армстронга, Эллингтона, Колтрейна и Дэйвиса.
Все великие художники-модернисты, такие, как Пикассо, Матисс, Шагал, Дали, были великолепными мастерами, которые прежде всего могли творить в любой, в том числе и в традиционной реалистической манере, и лишь вполне освоив её, они оседлали современность.


I/O : Как ты думаешь с чем связано такое не внимание к этой музыке в нашем отечественный шоу-бизнес?

Ф. Л.: Так случилось, что старый чёрный джаз и белый рок, а также блюз, регги и кантри, и даже мотауновский соул, давно и хорошо известны в нашей стране, и только фанк – самое ритмичное и танцевальное из всех «олд-скульных» направлений почему-то прошёл абсолютно мимо нашей страны (вместе со своим ближайшим родственником афробитом). То есть настолько мимо, что даже большинству российских профессиональных музыкантов имена ведущих фанк-звёзд не говорят ничего, а их гастрольный график за редкими исключениями пролегает вне России. Ещё года четыре назад, когда я устраивал в клубах выступления фанк-трио «Орнамент» (то, что было у меня до «Funky Land»), многие так называемые арт-директора на полном серьёзе принимали фанк за панк, не говоря уже о широкой публике. И такие курьёзы случаются до сих, хотя, конечно, реже.
В начале 90-х появилось MTV, журнал “Птюч» и т.д., и тысячи подростков, пребывавших до этого в информационном вакууме, вдруг узнали, что есть какие-то новомодные заморские рэп, хаус и транс (о фанке опять ни слова), и бросились всё это исполнять, копируя увиденные образцы и даже не подозревая, что они, в свою очередь, являются лишь ухудшенной копией того, что задолго до них создали олд-скульщики. Общеизвестно, что американские рекорд-компании сливают на рынки стран третьего мира, к которым они, увы, причисляют и Россию, залежавшийся на прилавках отстой. Именно он-то, с помощью СМИ, и хлынул широким потоком в наши бедные мозги. Таким образом, в массовом сознании нашей публики образовался существенный пробел. А между тем в Москве и других городах появилось и продолжает появляться немало групп, играющих фанк и старающихся создать эту культуру в России и пытающихся по мере сил навести мосты и восполнить этот культурный пробел, исполняя и пропагандируя фанк как для других, так и для себя. С большинством из них я знаком и дружу. Кроме того, что очень важно, несмотря на игнорирование этого направления СМИ и мафией продюсеров, растёт количество публики, желающей слушать эту музыку в исполнении отечественных групп и покупать российскую фанк-продукцию.

I/O : Твоя вера и любовь к этой музыки внушает оптимизм! Ты действительно считаешь, что Россия способна жить в ритме фанка?

Ф. Л.: Забитый под завязку спорткомплекс «Олимпийский» во время концерта идолов современного фанка – группы “Jamiroquai”, а также успешные фанк-фестивали, проводимые последние два года в Москве с участием ведущих российских фанк-групп, показали готовность нашей публики к восприятию этой культуры. Причём это относится не только к молодёжной аудитории, но и к людям других возрастов, включая и пожилую прослойку. Это и часть джазовой публики, и те, кто всё же смогли слушать фанк в 70-80-х гг. Информационный вакуум, создаваемый людьми, отвечающими за формирование музыкальных вкусов в нашей стране, и занимающихся в основном раскруткой музыки «под водочку», привело к тому, что многие, кто хотели бы посещать фанк-мероприятия и покупать продукцию, кому нравится яркая и позитивная фанковая культура, не знают, как и где узнать что-нибудь обо всём этом. В результате наиболее молодая часть аудитории, тинэйджеры, которые растут на современном R’n’B, являющимся одной из ветвей генеалогического древа фанка, уверена, что до Джей Ло и Эминема ничего не было. Я считаю подобный культурный пробел постыдным, и уже давно занимаюсь его восполнением своими силами, но их не хватает. Поэтому я уверен, что цикл передач на радиостанции Next о фанковых корнях современного хип-хопа и R’n’B был бы делом своевременным и необходимым. В них я мог бы доходчиво и весело объяснять людям всё о нашем и зарубежном фанке, как старом (Old School), так и современном, сопровождая эти объяснения музыкальными иллюстрациями, анонсами мероприятий и приглашением на студию ведущих представителей этого направления в России, а может быть, и зарубежных.


I/O : Феликс! Большое спасибо тебе за интервью. Я надеюсь, что наши читатели обязательно посетят фестивали, которые ты организовываешь! Удачи и успехов тебе в этом созидательном деле.

Ф. Л.: Спасибо! Летом 2004 г.я со своими друзьями - музыкантами из гр."Clean Tone" и дизайнером моего альбома "FREAKosmos" был на концерте Джорджа Клинтона и его лейбла "P-Funk Allstars" в Амстердаме, в клубе "Paradiso". В концерте принимало участие около 40 человек, и продолжался он 4 часа! Советую всем - поезжайте следующим летом на любой из концертов ежегодного летнего тура этих людей. До концерта мы три дня тусовались в Гааге на «North Sea Jazz Festival» и слушали Дж. Брауна, Роя Айерса, Мэйси Грэй, «Зап Мама» и др. Вернувшись в Москву другими людьми, мы долгое время не понимали, как жить дальше и, главное, зачем?! (Кто хоть раз ездил в подобную поездку, тот меня поймёт.) Такие шоу незабываемы и я мечтаю чтобы в России процветала эта музыка.