Развитие самоконтроля
Елена Ермак
В
прошлом номере журнала читатели могли прочитать статью «Найти свой
голос, найти свою песню», в которой мы определили стратегические
цели и задачи вокалиста. Итак, если вы еще не потеряли желание заниматься
вокалом мы переходим к практическому курсу, который, я надеюсь,
принесет пользу.
Но прежде чем мы перейдем к конкретным вокальным упражнениям хотелось
бы обратить внимание учащихся на важном элементе в обучении - самоконтроле.
Исключительная важность самоконтроля при занятиях вокалом обусловлена
тем, что уроки, которые я готовлю читателям журнала Music Box, изначально
ориентированы на самостоятельную работу. Конечно, занятия с опытным
педагогом могут помочь ученику преодолеть какие-либо трудности,
а главное уберечь начинающего вокалиста от некоторых ошибок, которые
при неконтролируемом процессе обучения приводят даже к потере голоса.
Однако возможность учиться у квалифицированного педагога есть не
у всех. В этом случае учащийся, занимаясь самостоятельно, становится
как бы своим собственным педагогом и учеником в одном лице. Поэтому
самоконтроль помогает, лучше сказать, определяет вектор обучающего
процесса. Именно самоконтроль, выявляя собственные ошибки и недочеты,
дает понимание ученику над чем ему надо работать, на что уделить
внимание, дабы добиться своей цели – научиться петь.
Как известно вокалисты контролируют и регулируют процесс голосообразования
при помощи ощущений – слуховых, мышечных, резонаторных (вибрационных).
Но существует ряд причин, особенно на первом этапе занятий, из-за
которых самоконтроль затруднен:
1. Голосовой аппарат является частью организма, поэтому резко ограничены
возможности самого эффективного – зрительного контроля за процессом.
2. Субъективные ощущения своего собственного пения часто обманчивы.
3. Мышечные ощущения не подчинены сознанию полностью (кроме того,
у детей и у взрослых они могут быть неодинаковыми), а резонаторные
для начинающих малознакомы.
Обычно на первых уроках молодые вокалисты совершают много лишних
движений (мимических, артикуляционных), прикладывают излишние усилия,
их внимание очень напряжено, они бывают суетливы. И как следствие
их ощущения могут быть не всегда верны. Поэтому хочется обратить
ваше внимание на некоторые основные моменты.
1) Пение не должно вызывать неудобство в гортани, болевые симптомы,
скованность в теле. Со временем, при систематических тренировках
вокальные навыки автоматизируются, появляется свобода, естественность,
начинается путь совершенствования.
2) Наиболее осознанными являются слуховые ощущения и представления,
поэтому слух – это главный регулятор голоса. Именно с помощью слуха
необходимо научиться различать все тонкости своего звучания, уловить
лучшее и зафиксировать мышечными ощущениями.
3) Формирование вокальных ощущений также связано с подражательным
рефлексом. Это самый короткий путь при освоении вокальных навыков.
Здесь не маловажен музыкальный вкус. Будьте аккуратны при выборе
для себя образцов вокального мастерства. Очень хорошо если вы живете
не в узкожанровом направлении и вам не чужды эталоны, например,
классического вокала, джазового и т.д. Порой не известно, кто из
исполнителей окажет большее влияние или поможет освоить что либо
необходимое именно для вас. В любом случае, чем шире и полнее вокальный
кругозор, тем более высоко будет развит ваш музыкальный слух. Ведь
певец настраивает свое инструмент в соответствии с тем идеалом звучания,
представление о котором у него создалось.
Самостоятельная работа, в процессе которой развивается индивидуальность,
активность, изучение самого себя, анализ качества звучания и правильность
совершенных движений, осмысление причинно-следственных связей, логика
музыкального мышления и другие элементы является наиболее важным
звеном освоения вокального искусства.
Теперь можно перейти к конкретным упражнениям. И тема данного урока
посвящена певческим тренингам.
|