Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Как преодолеть стереотипы…

Дмитрий Малолетов (Урок для журнала Music Box)

Специальная статья для тех, кто пробовал освоить TouchStyle и у него пока не получилось…

Малолетов ДмитрийДля многих гитаристов в технике TouchStyle основной сложностью овладения данным приемом является первоначальный период преодоления привычного стереотипа стандартной игры. Здесь на пути встает ряд проблем. Во-первых, новый принцип звукоизвлечения. Если при стандартной игре гитарист бьет по струнам (разными способами – пальцами или медиатором), то в двуручном независимом тэппинге звук идет от ударов по струнам между ладов на грифе, а также легатным способом. Как правило при обычной игре результат виден сразу, достаточно зажать струну и дернуть ее уже получаешь звук, то играя теппингом, надо потратить достаточно усилий, чтобы гитара хоть как-то зазвучала.
Во-вторых, при игре TouchStyle требуется координация рук, так как обе руки играют независимые партии и это требует перестройки выработанных рефлексов.
Столкнувшись с этими двумя препятствиями – сложность звукоизвлечения и координации, помыкавшись пару дней с гитарой, не видя большого прогресса гитарист это дело навсегда бросает, успокаивая себя тем, что все это, в конечном итоге, долго, нудно и мало применимо на практике, особенно в ансамблевой игре…

Мне часто приходилось слышать от коллег гитаристов, типа, «я попробовал, но у меня что-то не пошло, видно это не мое…». Таким образом, гитарист, попробовав на досуге быстренько «снять» пьесу Стенли Джордана, считает, что к этой технике игры у него нет явных способностей. Конечно, на вопросы о необходимости TouchStyle в собственном творчестве каждый гитарист должен отвечать сам, но что касается чисто технической стороны дела я могу точно сказать, что данный способ игры ничуть не сложнее, например, классической техники. Кажущаяся сложность возникает от того, что прием довольно новый, необычный, но главное – играющий гитарист начинает осваивать данную технику уже в зрелом возрасте, когда сформировались определенные игровые навыки, которые труднее перестроить, чем начинать с чистого листа новичку. И второе, многие гитаристы делают ошибку в том, что пытаются прыгнуть из понедельника в четверг. Если это сопоставить по аналогии с авиацией, то получается так, что садясь на совершенно другой тип самолета, в котором предусмотрено несколько другое управление, летчик начинает пытаться делать петли Нестерова и кобры Пугачева, не совсем освоив даже руление. То есть гитарист сразу начинает пытаться играть сложные композиции, будучи технически к этому не совсем готовым. И видя, что не все легко и быстро получается, что вполне естественно, приходит к выводам о том, что данная техника требует каких-то особых способностей или такого количества времени, которого просто нет.
Таким образом, для того чтобы наиболее безболезненно перестроить игровые рефлексы вполне логично на первоначальном этапе осваивать такие упражнения, которые бы имели плавный переход с обычной техники на теппинговую. И в данной статье я постараюсь один из способов предоставить вашему вниманию.

Суть упражнения заключается в том, чтобы на аккорд, сыгранный обычным способом, сверху сыграть простое соло теппингом. То есть гитарист извлекает аккорд, например, большим пальцем правой руки проводя по струнам, а далее, пока аккорд звучит (при удержании зажатых левой рукой струнах) переключает все внимание на правую руку, которая перемещается в игровую позицию на гриф и переходит на теппинговое звукоизвлечение. Несмотря на простоту, играя этим способом можно придумать очень оригинальные композиции, представляющие художественную ценность. Однако на начальном этапе упражнения желательно предельно упростить и по мере их освоения идти от простого к сложному…

Проанализируйте приведенный ниже пример… И на его основе сочините свои, так как сделать это не представляет труда.

Упражнение 1 (Звуковой пример mp.3)


При внимательном рассмотрении данного способа игры вы можете увидеть неплохие перспективы использования метода и в ансамблевой игре.

Следующий шаг это переход к игре с басом. Поначалу басовую ноту можно извлекать правой рукой, как в первом упражнении. Потом следует бас извлекать просто ударом пальцем левой руки. Данный способ приведен на основе первых 4-х тактов блюзовой последовательности.

Упражнение 2 (Звуковой пример)


Продолжить упражнение, зная гармонию блюза, вы сможете уже самостоятельно… Постепенно усложняя партии. Здесь вы можете послушать мою версию блюза исполненного комбинированным способом игры.

>>> Blues.mp3 (1,2 Mb)

* * *


Итак в данном уроке мы рассмотрели комбинированную технику игры, так скажем промежуточный способ от обычной техники к независимому тэппингу. При творческом подходе из этих упражнений можно извлечь много пользы не только в техническом плане, но и в музыкальном, так как данный способ позволяет сыграть многое из того, что невозможно исполнить классической техникой. Надеюсь, что данные упражнения натолкнут вас на собственные идеи, которые войдут в ваш музыкальный арсенал.