Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Развитие техники легато

Дмитрий Малолетов


В современной технике игры на электрогитаре очень развито легатное звукоизвлечение, которое дает исполнителю не только легкость игры определенных пассажей, но и специфические музыкальные и звуковые приемы. Для начала (для тех кто не совсем знаком с теорией) хочется пояснить что же обозначает данный термин. Легато имеет общемузыкальное понятие - legato, буквально - связно, плавно. В музыке легато подразумевает связное исполнение звуков с более плавным, незаметным переходом от одного к другому. В нотном письме обозначается лигой или словом legato. В гитарной технике «легато» имеет и другое понятие - технический прием. (В гитарной теории таких «двусмысленных» слов не мало. Например, «лад» - система устойчивых и неустойчивых звуков, у гитаристов имеет и другое значение – металлический порожек на грифе…)
В техническом отношении легато это прием при котором звук извлекают пальцы левой руки. При игре легато правая рука по струнам не ударяет, в игре участвует только левая рука (естественно, что у левшей будет наоборот). Существует два вида данного приема – восходящее, которое в современной гитарной литературе обозначается как hammer on и нисходящее, pull of когда звук происходит от сдергивания струны пальцами от предыдущей к последующей ноте.

У современных рок-гитаристов, особенно при игре на перегрузе, легатные приемы прочно вошли в технический арсенал. На своем мастер-классе Стив Вай (Steve Vai) поделился секретом своих занятий, где особое место уделил развитию легатной техники, которая дает возможность играть эффектные скоростные пассажи без сложностей связанных с правой рукой. А ведь именно правая рука является тормозом в скоростной игре.

Хотя легатная техника развита и в классике, и в джазовой гитаре, и у рок-музыкантов, наибольший расцвет она получила в технике TouchStyle. Можно сказать, что легато в данной технике игры является атрибутом, самым основным базисным приемом извлечения звука.

В данном уроке мы рассмотрим специальные упражнения, которые эффективно развивают цепкость пальцев. Данные упражнения следует играть поочередно обеими руками, то есть сначала левой рукой (без участия правой), потом одной правой рукой. Затем, когда обе руки начали справляться с игрой без проблем, пытаться играть обеими руками одновременно. Таким образом, гитарист развиваете сразу обе руки. Пользу от этого трудно переоценить, так как техничность левой руки никак не помешает при игре обычной техникой. Правая же рука, занимаясь по данным упражнениям, быстро набирает форму для полноценной игры в TouchStyle. При одновременной игре развиваются обе руки.

Заниматься следует на самых простых упражнениях на одной струне, в которых учувствуют все 4 пальца. В нотных примерах вы сможете видеть две таблатуры, для правой и левой руки. Особое внимание следует уделить нисходящей фазе, так как она более сложна для исполнения. В нотных примерах нисходящие приемы обозначены лигой. Не старайтесь играть быстро. Именно при медленной игре происходит максимальный эффект и лучшая запоминаемость (мышечная память).


 

Пусть вас не смущает простота данных упражнений. Это свого рода гимнастика, которая даст результат при систематическом ежедневном проигрывании в течении хотя бы получаса. При должном подходе к занятиям уже через неделю вы увидите результат.

Успехов!