Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Некоторые соображения о методике обучения игры на гитаре и техники ToushStyle

Статья для журнала Music Box

Дмитрий Малолетов

Малолетов  MaloletovМолодые начинающие гитаристы часто спрашивают, когда же наиболее целесообразно начинать осваивать «двуручную» технику игры на гитаре (ToushStyle)? Многие думают, что данный способом игры, в следствии его сложности, следует изучать только тогда, когда человек в какой-то степени овладел гитарой. Как же удивляются ученики, когда уже на первом занятии они, помимо основных принципов звукоизвлечения, знакомятся с тэппингом!
Здесь хочется привести пример. Представьте, что вы решили заняться спортивной гимнастикой. Приходите на занятия, а тренер говорит: «Два года будем изучать коня, потом пять лет кольца, потом три года перекладину, затем десять лет вольные упражнения, брусья…» К 30 годам, когда спортсмены подумывают о завершении карьеры вы такими темпами подойдете к опорному прыжку… Аналогично можно построить пример и с плаванием. Я не знаю ни одного пловца, имеющего хотя бы 3-й юношеский разряд, который умеет плавать только кролем, а при плавании, например, брасом камнем шел ко дну. «О чем это ОН?» - спросите вы – «Причем здесь тэппинг и гитара?» Как это ни странно, но процесс обучения любому делу имеет одни законы.

На гитаре существует четыре базисных способа игры.
1) Игра пальцами, в которую входит - классическая техника, различные виды народных школ (испанское фламенко, FingerStyle, вышедший из американского кантри и т.д.). Пальцевый способ впитал в себя множество методов игры от различных струнных инструментов и эта область познания гитары просто неисчерпаема, так как каждый гитарист может, по сути, создать свою индивидуальную технику. Так, например, пальцевый способ игры джазового гитариста Уэса Монтгомери (Wes Montgomery) и современного мастера рок-баллад Марка Hопфлера (Mark Knopfler)

2) Игра при помощи медиатора. Многие думают, что медиатор это изобретение 20 века! Действительно, современный медиатор стали использоваться активно в большей степени для того, чтобы акустическую гитару было слышно в оркестре. Но в историческом смысле извлекать звук при помощи приспособлений, например, различных щеточек или кистей начали еще на заре развития струнных инструментов. Таким образом музыканты играли на разновидностях кифары еще в Древней Греции (доказательством тому служат археологические раскопки, т.е. посуда, на которой не редко изображены музыканты-кифаристы). Особую нишу в медиаторн6ом способе игры занимают «когти» - специальные приспособления, которые крепятся на пальцы. Их используютут, в основном, банжоисты и музыканты играющие на гитарах «Добро» слайдом.

3) Комбинированный способ – это игра пальцами и медиатором одновременно. На мой взгляд это самый перспективный способ извлечения звука, особенно для электрогитаристов. Посмотрите видео концерт Томми Эммануэля и вы поймете, что дает гитаристу этот способ игры. Комбинированная техника, с одной стороны, дает возможность играть скоростные пассажи с сильной атакой медиатором, в тоже время музыкант, используя пальцы в звукоизвлечении может играть сложные гармонические последовательности. Музыкант, овладев игрой этим способом, становится универсалом, который технически готов к исполнению как полифонических произведений, аккордо-риффовых партий и скоростных соло на перегрузе.

4) Тэппинг или ToushStyle – техника извлечения звука при помощи ударов пальцами обеих рук между ладов на грифе гитары. Это последнее достижение гитары в плане звукоизвлечения. Хотя этот способ игры был известен еще в XIX веке (скорее всего еще раньше). Более того, этим «гитарным» приемом играли русские балалаечники! Однако данный способ игры долгое время воспринимался как некая шутка, особая фишка, которая может применяться лишь эпизодически. В наши дни многие гитаристы играют тэппингом законченные произведения, причем оригинальные, т.е. написанные специально под эту технику (не какие-либо переложения). Кроме того, тэппинг открыл новые горизонты для появления специальных музыкальных инстурментов, типа, стика, Warr-гитар и других разновидностей.

Итак, для того, чтобы профессионально владеть гитарой необходимо осваивать одновременно все способы игры, т.е. все способы извлечения звука. Может возникнуть резонный вопрос, а не повредит ли изучение, например, классической гитары рок-гитаристу, который собирается играть медиатором на перегрузе? (Это как в анекдоте – «хочу играть буги-вуги, а учу "фуги-баха"). Ведь время, потраченное на «никому ненужное Каркаси», можно было употребить на изучение "соляка Блекмора" и получить реальный результат. Может быть более целесообразно сконцентрироваться на одном стиле, одном приеме и достичь в нем совершенства, чем охватывать необъятное? Может быть лучше быть узким профессионалом, чем широким любителем, умеющим всего по чуть-чуть? К сожалению на эти вопросы каждый должен ответить для себя сам. На мой взгляд узость и однобокость рано или поздно приведет человека в тупик, к разочарованию, так как жизнь имеет множество течений и мы не знаем куда занесет нас творческая судьба. А если говорить чисто о технике, то гимнаст, который будет заниматься только на перекладине по большому счету не сможет достичь результатов гармонично развитого спортсмена, овладевшего всем комплексом навыков. Ведь те наработки, которые гимнаст получает на одном снаряде, невольно отражаются на другом. К тому же любой человек, который чему-либо серьезно учился понимает, что для эффективного развития нужно эффективно отдыхать и переключать виды деятельности. Переход с одной техники на другую является именно этим переключением в рамках одного вида деятельности. Что касается самой музыки (ведь техника это средство для создания искусства), то и здесь положительные моменты разносторонности не вызывают сомнений. Например, "нафталиновая" классическая игра пальцами на гитаре может отлично вписаться в убойный Nu-Metal. Поэтому очевидно, что один вид техники помогает другому как в музыкальном плане, так и в чисто спортивно-технической.. Помимо этого развиваются и другие рецепторы. Например, классическая техника воспитывает культуру исполнения, которой порой не хватает чистым электрогитаристам. Джазовая гитарная школа дает импульс к глубокому изучению гармонии и свободной импровизации, что очень будет полезно нотным классикам и "пентатоническим" рокерам. В конечном итоге, гитарист, занимаясь всеми способами игры, получает информацию по всему спектру гитарной науки и это не может не дать плодов. Попадая в конкретную ситуацию, например, на запись в студию, такой гитарист справится с задачей гораздо лучше гитариста «с одной извилиной», умеющего, например, очень, очень быстро исполнять свип.

Теперь перейдем непосредственно к теме данного урока. Главная задача данного занятия - понять методику самостоятельного обучения, которая приведет к результату.

Техника ToushStyle в настоящее время хотя и имеет развитие, но все же стоит особняком. Причина ее слабого распространения состоит в том, что она достаточно сложна, а главное - ей нет особого применения. По поводу применения в творчестве, то будет техника «в руках», поверьте, вы поймете, что это не просто визуальные фокусы. Техника ToushStyle, особенно в сочетании с другими способами, открывает неведомые до сель миры для фантазии. А что же на счет сложности ToushStyle, то и здесь не все так печально. Главное идти от простого к сложному и не перескакивать из «понедельника в четверг». Многие бросают изучение этой техники не сумев преодолеть первого шага. То есть не получилось за 2-3 дня что-то сыграть значит это не мое. Что бы этого не случилось надо изучать особенно на начальном этапе очень простые композиции и не выходить сразу на сложные приемы, которые могут привести к разочарованию в самом себе и в технике игры.

Так как литературы по данному виду техники практически нет, то следует самим для себя придумывать простые упражнения. Начать цедлесообразно с блюза, который как уже отмечалось в предыдущих уроках, является отличной ритмо-гармонической площадкой для отработки приемов игры. Особенностью блюза является то, что его можно играть в самых разнообразных формах - от примитивных трех аккордов, до сложнейших атональных видов. И в любой форме он имеет право на существование и будет звучать правильно, так как у каждого человека может быть свой блюз и он уникален.

Для тех, кто только начал осваивать технику ToushStyle целесообразно делать самый простой аккомпанемент и самое простое соло. Надо осилить первые трудности, переломить положение вещей, при котором музыкант не может преодолеть какой-то технический рубеж.
В приведенном ниже блюзе в левой руке зажимаются только две формы аппликатур септаккордов. Это не может представлять сложности даже начинающим гитаристам.

Соло в правой руке тоже очень простое. На протяжении всего квадрата повторяется одна риффовая мелодия, состоящая из двух нот.. В плане координации блюз не сложен, так как между левой и правой рукой нет полиритмических конфликтов. Аккомпанемент идет чтвертями, без синкоп. Сначала поиграйте партии отдельно правой и отдельно левой рукой. Затем, когда руки будут спокойно справляться с партиями, можно соединить обе линии в единую музыкальную ткань.

Блюз

Данный блюз стоит рассматривать исключительно как основу для сочинения собственных этюдов. Вы можете усложнять или упрощать партии, вводить элементы импровизации, словом делать все что заблагорассудится. Постепенно от простого к сложному вы приобретете начальные навыки, которые откроют перед вами двери удивительного мира техники TouchStyle…

До новых встреч! Удачи!

Послушать данное упражнение можно >>> здесь