Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин


Импровизация на гармоническую последовательность II – V – I

Дмитрий Малолетов

Умение обыгрывать последовательность II – V – I для джазового гитариста является необходимым условием для создания импровизационной линии. Как известно, на данной гармонии в том или ином виде построен практически весь классический джаз. В данном уроке мы рассмотрим один очень распространенный метод создания импровизации на эти аккорды. Заключается он в том, что музыкант может без труда использовать импровизационный оборот субдоминанты ( II ) на аккорд доминанты (V), только малой терцией выше. Проще говоря, музыкант в доминанте обыгрывает минорный аккорд на малую терцию выше аккорда II.

На гитаре это делать очень удобно, т.к. не надо менять аппликатур – достаточно сыграть пассаж (на аккорд II) на три гитарных лада выше.
Примеры:
Разберем это «правило» на примере в тональности G. Соответственно гармония II – V – I будет состоять из аккордов Am7 – D7 – Gmaj7
Проанализируйте пример 1. Вы видите, что на аккорд Am7 играется арпеджированный пассаж Am9. Далее, во втором такте на аккорд G7 играется тот пассаж, только терцией выше. И в третьем такте следует разрешение в тонику.

 

Послушайте как это звучит! (115Kb)


Как отмечалось, данный метод обыгрывания последовательности очень эффективен именно на гитаре, т.к. гитаристу достаточно просто перенести руку на три лада вверх и сыграть тот же пассаж (или его вариацию).
Следующий пример еще более интересен, так как импровизатор может продолжить малотерцовую секвенцию и далее.
В примере 2 на доминату играется пассаж состоящий из двух блоков – две первые доли – обыгрывание минорного аккорда на малую терцию выше субдоминанты (т.е. Am7 – Cm7), а на 3-ю и 4-ю доли играется тот же пассаж еще малой терцией выше (Cm7 – Ebm7).

 

В результате получается к примеру такая линия:

Послушать mp3 (115Kb)


Естественно, можно придумать огромное количество импровизационных заготовок, основанных на этом принципе.
После того, как будут изучены фразы в одной тональности, их можно транспонировать и в другие. Лучше всего играть по какой-либо гармонической схеме. Например, возьмем последовательность Am7 – D7 – Gmaj7 – Gm7 – C7 – Fmaj7. Данную гармонию можно представить как два блока II – V – I – первый в тональности G, второй в тональности F.

Послушайте примеры, в которых звучат приведенные выше фразы.
Пример 2(1) (230Kb)
Пример 3(2)(230Kb)

Отрабатывая, таким образом, пассажи, вы сможете легко ориентироваться в тональностях и существенно расширить импровизационный язык.


продолжение следует...