Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин


Finale 2005

Интерфейс программы выполнен в виде, когда каждая функция программы вызывается кнопкой со специальным обозначением или из меню. Так для того, чтобы установить атрибуты нотных станов необходимо вызвать функцию Staff Tool, для выполнения редакции (копирования, резки и т.д.) Mass Edit Tool и т.д. Главной сложностью для начинающих является то, что для того чтобы что-то сделать в программе надо войти в соответствующую среду (т.е. выбрать соответствующий инструмент - tool), где эта функция будет активна. При выборе инструмента появляются дополнительные меню, в которых есть все, что касается данного вопроса. В этом заключается главная особенность программы, в отличии от других, более простых нотных редакторов. Переключение между инструментами программы можно настроить при помощи «метатулов», специальных команд, которые программирует под себя каждый пользователь. Делается это просто. Выбирается какой либо инструмент, например, Staff Tool и на клавиатуре компьютера при удержании клавиши Shift выбирается одна из клавиш F, от 2 до 12. Так вы можете назначить 10 инструментов и вызывать их простым нажатием на клавиатуре.

Набор нот в программе может осуществляться разными способами. Для этого имеется 3 инструмента:
Simple Entry Tool
Первый, самый простой это набор при помощи мыши. На клавиатуре компьютера выбирается клавиша от 1 до 9 (на правых клавишах numeric keypad) этим самым выбирается длительность ноты. Например, 4 соответствует четвертной доле – 7 будет соответствовать целой ноте. А мышью можно рисовать ноты на нотном стане.

Данный инструмент позволяет и выбирать ноты буквами на клавиатуре, так А – ля, С – до. Такой набор требует определенного навыка и на мой взгляд не очень эффективный.
И конечно, можно набирать ноты при помощи MIDI-клавиатуры. Длительность ноты вы определяете на numeric keypad, а высоту на MIDI-клавиатуре, взяв ту или иную ноту.
Изучив необходимые сочетания клавиш, пользователь программы может очень быстро освоить набор нот и выработать навык.
Speedy Entry Tool
Данный способ ввода нот заключается в следующем. Пользователь выбирает такт куда будет вписывать ноты, далее берет ноту или аккорд на MIDI-клавиатуре, затем нажимает на клавиатуре numeric keypad, указывая длительность. Почему же разработчики назвали этот способ скоростным? При выработке определенных навыков набор нот может осуществляться очень быстро и эффективно.
HyperScribe
Этот способ напоминает запись патрии в секвенсор. Музыкант просто играет на MIDI-клавиатуре, а программа вписывает ноты. Перед тем как приступать к записи стоит настроить программу, выбрать квантизацию, темп и т.д. Это поможет выполнить запись более корректно. Фортепианные ноты могут писаться одновременно на два нотных стана.
И последнее, набор одноголосных нот может выполняться при помощи микрофона. Разработчики предоставляют эту возможность духовым инструментам, однако и соло гитара и голос могут быть записаны достаточно хорошо (конечно будут неизбежные ошибки перевода аудио в MIDI), но их можно отредактировать.
Для того, чтобы получить запись необходимо иметь микрофон и любую звуковую карту. При игре одноголосных соло на нотном стане будут сразу отображаться звучащие ноты.

Это далеко не все способы отразить музыку в виде нот в программе. Например, можно это делать при помощи сканера, когда ноты на бумаге при помощи сканера «переносятся» в компьютер, как это можно делать с текстовыми файлами. При этом «бумажные» ноты в программе начинают звучать, их можно редактировать и т.д. Также можно открыть стандартный MIDI-файл, причем программа определит состав оркестра и создаст готовую партитуру исходя из информации в файле.
Так, например, создав MIDI файл в программе Band-in-Box (программа автоаккомпанемента) и открыв его в нотном редакторе получается следующая картина:

Естественно, что программа предоставляет огромные возможности в плане редактирования и графики (в отличии от нотных редакторов секвенсорных программ.) Пользователь может добавлять специальные символы, обозначения аккордов, лиги, вписывать текст и т.д. Для описания всех этих инструментов потребуется целая книга. Основная трудность для программистов, создающих программы нотных редакторов, заключается в том, что каждый музыкальный инструмент имеет свои специфические обозначения. Так, например, запись барабанной установки отличается от нотного текста гитары.

Предусмотреть все варианты записи нотного текста невозможно, поэтому музыкант может сам создать свои символы и интегрировать их в программу. Однако, основные символы и обозначения в программе предусмотрены по умолчанию.

Что касается специальных символов и других атрибутов нотного текста, то здесь есть масса интересных скрытых на первый взгляд нюансов. В каждом инструменте пользователь может запрограммировать свои «метатулы», т.е. назначить «горячую» клавишу на выполнение того или иного действия. Например, вы часто транспонируете ноты на октаву. Для этого совсем не обязательно все время заходить в меню и выбирать данную команду. Достаточно просто назначить это действие на клавишу, и после этого выделенный фрагмент нот вы можете транспонировать на октаву одним нажатием. Также дело обстоит и другими обозначениями. При наборе гитарных нот особенно утомительно расстановка аппликатуры (т.е. каким пальцем берется та или иная нота.) Так делать это в Finale одно удовольствие, необходимо назначить горящие клавиши и, указав на ноту, нажать на нужный «палец».
Метакоманды сохраняются, так, что привыкнув к «горячим» клавишам вы уже не сможете работать в других программах. Быть может поэтому программа Finale имеет столько ярых поклонников.

Новая версия программы Finale 2005, относительно более ранних программ имеет ряд усовершенствований, перечисление которых могут занять не одну страницу. Если вы работаете с нотным текстом, то лучшей программы не найти.

Д. Малолетов