Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Технология обучения игре на электрогитаре в современной музыке.

Сергей Дмитриев

Ниже приведенная методика-это плод шестнадцатилетней преподавательской работы совмещенной с постоянной и разнообразной концертной деятельностью.
Курс состоит из двух частей; это собственно обучение игре на электрогитаре и теоретическая часть «Гитарная технология».

Гитарная технология

Говоря о теоретической части курса, замечу, что в классической школе аналогов этому курсу нет. Теоретический курс состоит из разделов;

1. Джазовая гитарная гармония, где рассказывается о строении разных аккордов, а самое главное, как они берутся на гитаре причем, упор делаю не на количество аккордов, которых на самом деле не мало, а на то, как , зная наименьшее количество аккордов, уметь использовать их как можно шире.
Я даю стандартные варианты общепринятых аккордов и их обращений, а также оборотов (T S D) и рассказываю, как можно придумывать свои аппликатурные модели разных аккордов, в зависимости от голосоведения и конкретной художественной задачи. Затем показываю, как использовать выученные аккорды в аккомпанементе блюза. Блюз используется потому, что это простая базовая форма в современной музыке. Показываю несколько примеров гармонизации блюзов на гитаре в разных стилях. Привожу пример, как гармонизировать или аранжировать известный джазовый стандарт. Причем мы разбираем несколько вариантов такой аранжировки. В процессе чтения лекций весь разобранный материал немедленно показывается реально на гитаре.

2. Импровизация.
Чтобы понять как работает механизм, нужно его разобрать, посмотреть из каких частей он состоит, а потом научиться его собирать и , самое главное, запустить в работу. Также и в музыке понятие «мелодическая линия» я представляю в виде восьми составляющих.
1)Фразировка
2)Гаммаобразное движение
3) Арпеджио
4) Скачки и временная кульминация
5) Проходящие вспомогательные ноты, задержания, опевания
6) Секвенции
7) Скрытое голосоведение
8) Ритмическое варьирование.
Каждая , из выше приведенных составляющих рассматривается отдельно и анализируется на конкретных джазовых, роковых, блюзовых примерах затем с аудиторией выбираем определенный жанр- джаз или рок ( может быть и популярная музыка) и разбираем конкретные импровизации, например, Ch.Parker,SRV или R.Blackmoe, J.Page, J. Satriany, S. Vai, J. Backer, J. Pass, P. Gilbert, R. Ford…

3. Отдельно разбираем, что такое блюз его корни, историю, истоки.
Я достаточно подробно останавливаюсь на этой простой форме так как электрогитара, в сущности, была изобретена как раз для того чтобы играть блюз. Со студентами мы начинаем с архаичного блюза, в котором квадрат (то есть форма) не регламентируется, и заканчиваем сложными песенными формами блюза, вплоть до современного в большей степени архаичного блюза “Freedom Jazz Dance” E. Harris. Этот блюз можно отнести к поздним стилям джаза- Hard bop, а скорее к Free Jazz. К слову сказать, представление о блюзе у студентов ограничивается медленной минорной формой на 12/8. Хотя, на практике минорных блюзов наберется хорошо , если 10%.

4. Метр и ритм.
Один из столпов джаза Jh. Coltrane говорил, что он достаточно экспериментировал с гармонией. Подтверждением тому тема «Giant Steps», где гармония меняется зачастую на каждую четверть, а вот ритму по его словам, уделял недостаточное внимание. Из опыта преподавания, я могу утверждать, что 90% ошибок при исполнении студентами каких-либо произведений это ритмические ошибки. Поэтому в лекциях целый раздел я посвящаю ритму. К сожалению, как в отечественных, так и в зарубежных публикациях, мне не попадались статьи, затрагивающие проблемы ритма.
Вот перечень понятий, о которых идет речь в моих лекциях:
1) Метр и ритм
2) Четность и не четность, метр и размеры
3) Метр четвертей с точкой
4) Метр четвертных триолей
5) Взаимообратимость метров
6) Примеры полиметрии и полиритмии
7) Примеры (производной) полиметрии в джазе, блюзе, роке.

5.Ладовый джаз.
Вась хард-рок использует принципы ладового джаза, а именно, отказ от «изящной» гармонии и сосредотачивается на мелодии и ритме поэтому я уделяю достаточное время разделу «Ладовый джаз».
На лекциях рассматриваю ладовые структуры и принципы их организации. То есть, примеры построения пентатонических мелодий и гармоний, построенных на пентатониках, политональные принципы импровизации и аккомпанемента ладового джаза, а также примеры использовании пентатоник при обыгрывании стандартных гармонических оборотов. На лекциях привожу музыкальные примеры практике таких авторов, как Ch. Corea, W. Montgomery, G. Benson, M. Davis.
В завершении этой темы касаюсь принципов модального джаза или «лидийской концепции» G. Rassel. Упрощая этот материал, показываю, как автор свою работу сводит к построению аналога логaрифмической линейки при помощи которой можно вычислить, какой лад из его изысканий соответствует какой гармонии во всех двенадцати тональностях. Например: лидийский, дополнительно уменьшенный блюзовый лад в его концепции соответствует ладу Римского-Корсакова, а в американской терминологии, это лад тон-полутон. Этим ладом следует обыгрывать доминанты любой кратности и альтераций.

Практические занятия.

На своих уроках я по возможности, пытаюсь избежать игры разного рода упражнений и этюдов. Считаю, что ценность музыканта, в том числе, состоит и в его музыкальном багаже. Если задаются для изучения лады например, то развитие техники исполнения я преследую только во вторых, а видение грифа, знание его, во первых. Издается масса замечательных видео школ, направленных на развитие технического мастерства, которые могут быть с успехом использованы студентами. Это вовсе не значит, что я не занимаюсь техническими проблемами. Виртуозность это только средство для вашего музыкального самовыражения, а не цель. Просто репертуар моих уроков подобран так, что в конкретных произведениях ведущих гитаристов кроме эстетической, музыкальной составляющей есть весь набор гитарных приемов. Таких же взглядов придерживался, например, гениальный пианист С.Т. Рихтер. С первых занятий я предлагаю студентам разобрать и выучить соло, которые уже стали классическими. Студент получает весь нотный материал, включая табулатуру, оригинал звучания, соответственный минус и медленно сыгранный мной оригинал. Причем, все необходимые пояснения, я пишу в нотах. Таким образом, студент сразу включается в реальный мир музыки. Материал подбирается в соответствии с уровнем ученика. Чтобы заинтересовать студента, я использую широкий круг исполнителей современной музыки и разные стили от блюза и рока, до джаза и классики.

Первый год обучения студенты осваивают блюз, рок, кантри. После этого, как правило, от самих студентов исходит желание играть более прогрессивные современные стили джаз или finger style, и даже классику. Как раз моим принципом и является показать по возможности, всю музыкальную палитру, не замыкаясь на каком-то одном жанре. Как только студент начинает понимать музыку, осознавать, что он играет, как только он научился работать с нотным материалом, он в состоянии сам определить свой стиль во всем музыкальном многообразии .Когда я даю задание, то сам проигрываю соло или какое-то произведение и раскрываю перед учеником все технологические сложности данного материала. Причем предлагаю студенту не слепо следовать моим рекомендациям, а творчески подойти к этому процессу. Хотелось бы отметить, что самое главное-это не то, как играет то или иное произведение мастер, самое главное, что и как он хотел сказать. Я подробно разбираю гармонию ( даже если это хард-рок и в гармонии 1-2 аккорда , затем касаюсь того, какие лады использованы в данном произведении, то есть сразу привязываю лекционный материал к конкретному музыкальному материалу. Любой музыкант точно должен знать какой аккорд он обыгрывает в данный момент и какими средствами. Выучить и сыграть виртуозно вещь-это просто усидчивость и спорт, что может сделать каждый, а вот понять вещь, самое главное, как использовать ее в написании соло, можно только с участием педагога. Исключения крайне редки.

После того, как я рассказал все - что считаю нужным о соло, показываю, как бы я использовал выученный материал. На тот же минус, я сразу играю свою импровизацию и что самое главное, играю ее с использованием освоенного материала. После чего предлагаю студентам повторить мой опыт дома. Выучить и сыграть это только средство, при помощи которого студент должен разобраться в конкретной музыкальной форме. С помощью педагога выявить все ценное в этой форме, и как конечный результат, творчески переработав, использовать в своих музыкальных изысканиях.

В заключении стоит отметить, что через каждые полгода занятий я организую экзамен, который проходит в виде концерта. И по возможности, провожу их на живых концертных площадках. На таких концертах каждый мой студент получает возможность выступить с одной, двумя ( в зависимости от уровня) вещами. На таких концертах студенты приобретают бесценный опыт реальных выступлений. Причем зрителями являются свои же товарищи музыканты, друзья, родственники, знакомые. На таких концертах можно ошибаться, публика благосклонна. Практика показывает, что такие концерты в высшей степени полезны и успешны.

Жду Вас на своих уроках.
Дмитриев С.А.
www.dmitrievmusic.ru
e-mail: [email protected]